на главнуюВсе эхи RU.SPACE
войти ?

Индийский лунный проект закончился без России провалом

От Boris Paleev (2:5020/113.7777) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


Hello All!

Деловая газета "Взгляд"
https://vz.ru/world/2019/9/7/996539.html

Индийский лунный проект закончился без России провалом

7 сентября 2019, 11::20
Фото: isro.gov.in
Текст: Алексей Анпилогов



Очередной громкий космический проект закончился провалом - Индии так и не удалось посадить свой аппарат на поверхность Луны. Возможно, одной из причин неудачи стал отказ Индии от сотрудничества с российскими специалистами. По крайней мере, именно они предупреждали Индию о наиболее рискованных элементах полета.

В прошедшую пятницу Индия, к сожалению, не стала четвёртой страной, осуществившей посадку своих аппаратов на поверхность Луны. Лунный посадочный модуль "Викрам" ("Доблесть"), названный в честь Викрама Сарабхая, индийского учёного и отца-основателя индийской космической программы, был потерян во время посадочных манёвров. Hа высоте 2,1 км с аппаратом пропала связь, которая так и не восстановилась.

Учитывая, что в этот момент посадочный модуль уже сошёл с устойчивой орбиты, это означает, что аппарат, скорее всего, разбился о поверхность Луны в районе Южного полюса. Орбитальный блок миссии "Чандраян-2" продолжит работу на орбите Луны и произведёт картографирование её поверхности с полярной орбиты высотой в 100 км, включая и до сих пор неизвестные площади в районе Южного и Северного полюса Луны.

Миссия длиной в 12 лет

Изначально проект "Чандраян-2", связанный с посадкой автоматического индийского аппарата на поверхность Луны и использование небольшого лунохода, планировался совместно с Российским космическим агентством. Соглашение между российским "Роскосмосом" и индийским космическим агентством ISRO касательно посадочной лунной миссии было подписано 12 ноября 2007 года.

Проект был готов уже через полтора года - в августе 2009 года ISRO совместно с российскими специалистами завершила проект конструкции станции. Hадо сказать, что вся индийская миссия была спланирована, исходя из достаточно ограниченных возможностей страны по выводу полезной нагрузки в космос - самый мощный индийский носитель, ракета GSLV Mk.III, может вывести на низкую околоземную орбиту лишь около 10000 кг груза. Это чуть больше, чем полезная нагрузка российской ракеты-носителя "Союз", чьи ранние модификации использовались для первых запусков автоматических станций к Луне, но вдвое меньше, чем полезная нагрузка ракеты-носителя "Протон", который использовался в СССР на завершающем этапе советской лунной программы автоматических станций.

Как следствие, индийская миссия изначально была очень "зажата" в части своих возможностей. Hапример, для достижения Луны орбитальному модулю пришлось последовательно проделать пять последовательных орбитальных манёвров, очень экономно расходуя своё топливо для того, чтобы последовательно увеличивать апогей своей орбиты и приблизиться в итоге к Луне. Такая схема полёта позволяет использовать меньше топлива, однако платой становится длительный перелёт к Луне - запущенный ещё 22 июля 2019 года "Чандраян-2" смог достичь Луны только через месяц, 20 августа. Для сравнения, тот же путь советские и американские лунные станции проделывали за время 3-4 дня, так как использовали только одно включение двигателя на околоземной орбите, но тратили больше топлива.

Пришлось экономить и на массе индийского лунохода "Прагьям" ("Мудрость") - в 27-килограммовый аппарат смогли поставить только две цифровые камеры и два научных прибора - лазерно-искровый и рентгеновский спектрометры. Питание луноход должен был получать от собственных аккумуляторов и небольшой солнечной батареи, но работал бы только до наступление лунной ночи, так как не был приспособлен к её низким температурам.

Вопросы надёжности миссии были понятны ещё на стадии проектирования - в 2011 году, после неудачи российской миссии "Фобос-Грунт", которая тоже использовала сложную схему полёта, "Роскосмос" сообщил индийскому агентству, что полностью пересмотрит технические аспекты, связанные с проектом "Чандраян-2". По мнению российских специалистов, наиболее уязвимым местом была бы именно посадка на Луну - так как в этом случае у аппарата бы не было "права на ошибку". В связи с этим "Роскосмос" предложил увеличить массу посадочного аппарата "Викрам", чтобы избежать риска. Российское агентство выдвинуло ряд дополнительных требований, в том числе по массе лунохода, а сроки выполнения миссии уже тогда были перенесены на 2015-2017 год. Однако уже в 2013 году Индия приняла решение запускать посадочный модуль и луноход к Луне самостоятельно, без помощи России. Как оказалось, даже сроки в 2015-2017 годы оказались слишком оптимистичными - последние изменения в конструкцию посадочного модуля и лунохода индийские специалисты были вынуждены вносить ещё в феврале 2019 года. Hе так быстро получилось и с носителем GSLV Mk.III, без которого индийская лунная программа была бы и вовсе невозможной: в первый раз эта ракета вывела на орбиту полезную нагрузку только в июне 2017 года, а пуск "Чандраян-2" стал третьим в её карьере.

Так что, провал?

Hесмотря на то, что посадочный аппарат миссии "Чандраян-2" был безвозвратно потерян, индийская лунная программа получила ценный опыт.

Для начала, стоит сказать доброе слово о ракете-носителе GSLV Mk.III: она успешно вывела "Чандраян-2" на начальную орбиту с апогеем более 45000 км, что на 6000 км выше, чем планировалось. Это позволило "Чандраяну-2" использовать меньше топлива при полёте к Луне и продлит время его активной работы на окололунной орбите. Hапомним, орбитальный блок миссии никак не затронут неудачей "Викрама", разбившегося при посадке - и его будущая работа обещает принести немало интересных научных данных. Кроме того, каждый успешный пуск GSLV Mk.III крайне важен для будущего индийской космонавтики - именно эту ракету Индия планирует в будущем использовать для пилотируемых космических полётов.

Кроме того, даже неудавшаяся посадка "Викрама" принесла неоценимый опыт индийским специалистам - посадочному модулю не удался лишь самый ответственный, завершающий манёвр в непосредственной близости от лунной поверхности.

Хочется верить, что эта неудача послужит хорошим уроком, на основе которого индийское космическое агентство проведёт "работу над ошибками" - и добьётся в будущем положительного результата.

Кстати, долго ждать нам не придётся - уже на 2024 год к Луне запланирован запуск миссии "Чандраян-3", которую ISRO намеревается осуществить совместно с японским космическим агентством JAXA. В миссии "Чандраян-3" также будут использоваться посадочный модуль и луноход, котрые создаются Индией совместно с Японией.

Так что, судя по всему, никто из новой лунной гонки выходить не собирается. Первый индийский "блин", разбившийся комом о поверхность Луны - всего лишь один из этапов покорения спутника нашей планеты, которое, вслед за СССР и США, проводят в XXI веке новые космические державы.


Текст: Алексей Анпилогов



Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://RU.SPACE?msgid=2:5020/113.7777@fidonet.org+5d741b82