на главнуюВсе эхи OBEC.PACTET
войти ?

Re: Мемуары моего отца, глава 103

От Vladimir Fyodorov (2:50/15) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


Разнообразно приветствую тебя, All!

/Глава 103. НИЖНИЙ ТАГИЛ. НА ПРАКТИКУ И СНОВА В ШКОЛУ/

Закончились мои каникулы, и 29 августа я простился с родными и пошагал на станцию, чтобы уехать в Свердловск. Там я зашёл в свою школу машинистов, где секретарь меня направила к заместителю по учебной части Сидоренко. Мне выдали направление на практику, с которым я должен был явиться к начальнику электровозного депо на товарной станции Смычка, что находится в четырёх-пяти километрах от пассажирской станции Нижний Тагил. Мне порекомендовали приобрести общую тетрадь для ведения дневника практики. В нём надо было описывать каждую поездку, сколько километров накрутили колёса, а также любые нештатные ситуации.
После инструктажа я получил адрес общежития в Нижнем Тагиле и отправился на вокзал, чтобы поехать оттуда в незнакомый город, который располагается в 125 километрах севернее Свердловска. С собой я взял из дома рюкзак с зимней одеждой и чемодан.
Общежитие в Нижнем Тагиле, где предстояло жить мне и моим товарищам, находилось почти напротив вокзала, но с другой стороны станционных путей. Оно представляло собой деревянное одноэтажное здание. Для нас уже была приготовлена самая большая комната на восемь человек. Размещалась она между кухней и комнатой отдыха. На другой стороне коридора в двух четырёхместных комнатах жили девушки, а ещё одну комнату занимали ребята. Всё население дома сейчас составляло почти двадцать человек, поскольку в этот день приехали уже многие наши ребята.
Мы с Володей Коковиным решили действовать вместе. 31 августа с утра поехали в депо сдать направления, а потом, по возвращении из Смычки, пошли искать вечернюю школу. Нашли её недалеко от нашего местожительства. Зашли в учительскую, где находилось несколько учителей. Мы поздоровались.
- Что вы хотели, молодые люди? - обратилась к нам обаятельная женщина лет тридцати пяти, сидевшая в единственном в кабинете кресле. Мы сразу поняли, что это директор.
- Мы хотим в вашей школе учиться.
- Очень приятно видеть у нас таких солидных ребят, - сделала она нам комплимент. - В каком классе собираетесь учиться?
- В девятом.
- Документы у вас есть за восемь классов?
- Есть, - ответил Володя, подавая документ.
- А у вас? - посмотрев в мою сторону, спросила директриса.
- У меня только свидетельство за семь классов, - признался я. - Но мы в школе машинистов проходили основные предметы за восьмой-девятый классы: русский язык, математику, историю СССР, физику, черчение.
- Имейте в виду, если не будете успевать, придётся перевести вас в восьмой класс, - предупредила директриса.
- Я надеюсь справиться.
- Завтра приходите на занятия.
- Спасибо, придём.

* * *
Первого сентября мы с Володей с утра пошли в школу. В классе было около десяти человек - в основном девчата, нарядно одетые по случаю начала учебного года. Я решил, что вечером, после работы будет больше учеников.
В этот же день меня назначили на практику (точнее, на работу) в ночную смену - помощником машиниста. По телефону из депо мне сообщили, что я должен сесть на электропоезд, идущий в сторону Свердловска в 18:30. На этой же электричке будет ехать мой машинист по фамилии Уткин. В лицо я его, естественно, не знал.
Я пришёл на вокзальную платформу, сел в электропоезд и задумался над тем, как же мне в девяти вагонах найти "того, не знаю кого". Электричка тронулась, и я пошёл по вагонам, в которых было довольно много пассажиров. Что-то мне подсказывало, что работники железной дороги должны ехать в одном вагоне и непременно в первом. И действительно, когда я зашёл в первый вагон, то увидел много людей в железнодорожных фуражках. Я обратился к одному из них:
- Не подскажете мне, где машинист электровоза Уткин?
- Вон он сидит слева у окна во втором ряду.
Я подошёл к этому человеку, поздоровался, представился.
- Я на сегодня ваш помощник.
- Хорошо, - кивнул головой Уткин. - Садись на противоположную сторону к окну и на каждой станции или разъезде смотри электровоз ⁿ175. Он может стоять с вагонами или без них - резервом.
На этом пока наше общение и закончилось. Разъехаться со своим локомотивом мы никак не могли - участок однопутный. На одном из раздельных пунктов мы и увидели свой электровоз ⁿ175.
Мы вышли из вагона, подошли к электровозу. Мне он казался чудом техники двадцатого века: стоит себе бесшумно, без дыма и пара, но в любую минуту и даже секунду готов двинуться в путь и тянуть за собой тысячи тонн груза на большой скорости. Пусть он не выглядел так внушительно, как паровозы, но превосходил их по всем остальным параметрам.
Наш электровоз ⁿ175 марки ВЛ22 был построен в 1940 году. Он был одним из тридцати семи электровозов этой серии, выпущенных ещё до войны заводами "Динамо" и Коломенским паровозостроительным. Аббревиатура "ВЛ" в его марке расшифровывалась как "Владимир Ленин", а "22" означало нагрузку на рельсы от каждой из шести колесных пар в тонно-силах. Нетрудно посчитать, что весил этот железный конь 132 тонны.
Мы зашли в кабину, поздоровались. Сдающая смена доложила о состоянии агрегатов электровоза, о том, какие плановые работы были выполнены по техническому обслуживанию. Простившись с нами, они пошли на перрон ждать электричку, идущую на Нижний Тагил.
Уткин достал молоток, а мне предложил взять из машинного отделения маслёнку, и мы с ним простучали ходовую часть, проверили наличие смазки в буксах колёс и опорах. Спустили конденсат из воздушных резервуаров, кратковременно открывая краники.
- Ближе к смене ты должен почистить тележки электровоза от пыли и грязи, а на стоянках будешь выходить и проверять ходовую часть, - сказал мне машинист. Затем он пошёл к дежурному по станции, чтобы узнать, какая работа предстоит нам в ближайшие часы.
Вскоре он вернулся, и нам включили маневровый светофор [Маневровый светофор - специальный железнодорожный светофор, разрешающий или запрещающий проведение манёвров, то есть проход подвижного состава по стрелочным переводам. Он имеет два сигнала: синий и лунно-белый. Лунно-белый разрешает маневры, а синий - запрещает. (Прим. ред.)] лунно-белым светом. К локомотиву были прицеплены три вагона, которые мы должны были переставить на "запасные пути". Мы проехали за светофор, который пока горел синим, остановились и стали ждать, пока загорится разрешающий. Сам светофор находился с моей стороны и машинист его видеть не мог. Когда, наконец, зажёгся другой цвет, я тут же доложил Уткину:
- Лунно-белый.
Машинист, зная, что я вообще первый раз в поездке, на всякий случай решил меня проверить, подошёл к моему окну, высунулся в него и, убедившись в разрешающем сигнале, вернулся за пульт и мы поехали. В эту смену при маневровых работах он проверял меня каждый раз, когда сам не видел светофор.
Со станции, где заступили на смену, мы поехали в Свердловск резервом, то есть без вагонов. Там на сортировочной станции нам дали состав, гружёный углём - вагонов сорок. Тормоза соединяли и проверяли рабочие-вагонники (они же "автоматчики", поскольку занимались обслуживанием автотормозов). После проверки нам выдали соответствующую справку. С нами отправились два кондуктора, которые ехали на площадках вагонов с сигнальными огнями. Уголь мы должны были доставить на Верхнетагильскую ГРЭС - тепловую электростанцию, которая была введена в эксплуатацию всего пару лет назад и находилась примерно на середине пути от Свердловска до Нижнего Тагила.
Весь путь мы проделали без происшествий. Обратно нужно было захватить порожняк [Порожняк - транспорт, идущий без груза, в данном случае пустые вагоны. (Прим. ред.)] из-под угля, завезённого ранее. Пока кондуктора осматривали вагоны, я с фонарём обследовал электровоз. Вернувшись в кабину, решил в конце концов поближе познакомиться с машинистом, который до этого не проявлял никакого желания пообщаться со мной сверх необходимого. Наверное, он вообще по жизни был неразговорчивым человеком, хотя нелюдимым его я бы не назвал.
- Скажите, пожалуйста, как ваше имя-отчество? - поинтересовался я.
- А для чего тебе? - удивился машинист.
- Я же должен как-то к вам обращаться. Не буду же я постоянно "выкать", или, хуже того, "тыкать". Впрочем, если хотите, могу вас "товарищ Уткин" называть.
- Григорий Александрович, - тут же представился он.
- А я Виталий. Вот и познакомились.
Уткин был старше меня лет на десять. Он был машинистом второго класса, старшим машинистом 175-го электровоза. И я к нему всегда обращался по имени и отчеству.
Кондуктора доложили нам о готовности состава, и после опробования тормозов мы выехали на основную дорогу и поехали на станцию Свердловск-Сортировочный. Там мы отцепили порожняк и резервом отправились домой в Нижний Тагил на смену. Так и закончился мой первый рабочий день в качестве действующего помощника машиниста. Кстати, за период работы на практике нам выплачивали, кроме стипендии, и зарплату помощника.
Около месяца я работал помощником машиниста - пока штатный был в отпуске. За это время у нас с Григорием Александровичем сложились хорошие, доверительные отношения. Он учил меня не только обязанностям помощника (которые я довольно быстро усвоил), но начал учить и вождению локомотива, а позже и целого состава.
Немного скажу об энергетической составляющей нашей работы. Переменный ток с электростанций поступает на тяговые подстанции, построенные вблизи железной дороги на расстоянии одна от другой десять-пятнадцать километров. Там он понижается, выпрямляется и подаётся в контактную сеть напряжением 3000 вольт. На нашем ВЛ22 каждая колёсная пара была снабжена двигателем на 340 кВт, то есть общая мощность локомотива составляла более двух тысяч киловатт. Вот такой мощностью я и учился управлять.

* * *
В свободное от работы время я продолжал учиться в девятом классе вечерней школы. Уроки старался без уважительной причины не пропускать. Но отсутствие знаний по предметам, которые мы не изучали в школе машинистов, давало о себе знать. Особенно трудно было с химией и немецким языком (повторюсь: в восьмом классе я не учился).
Химичка меня просто затерроризировала: оставляла после уроков на дополнительные занятия, а однажды поставила настоящий ультиматум:
- Не напишешь формулу, которую я назову - переведём в восьмой класс!
Я очень старался, но всё-таки формулу написал неправильно.
- Что, можно идти в восьмой класс? - спросил у неё упавшим голосом.
- Ладно, пока оставайся, - сжалилась она.
- Спасибо. Я вам обещаю: с химией разберусь. Конечно, если вы мне немного поможете.
Не форсируя события, постепенно я стал осваивать химию. Она давалась мне с трудом, но я не опускал руки. В конце учебного года я получил итоговую оценку - четвёрку.
С немецким языком было ещё хуже. Как были нелады в седьмом классе вечерней школы (да и раньше тоже), так и остались. Я себя заставлял заниматься им лишь только для того, чтобы получить в конце учебного года хотя бы трояк. Учителем немецкого у нас был пожилой обрусевший немец Отто Генрихович. По совместительству он преподавал также биологию. Мои познания его родного языка были скудны и отрывочны, чего не скажешь про второй его предмет. Бывало, Отто Генрихович сокрушался по поводу моей успеваемости, разводя руки в стороны:
- Как так может быть: по одному предмету двойка, а по другому - пятёрка?! Какой контраст!
Ну что тут скажешь, для меня биология, география, история и литература были лёгкими предметами, "семечками".
Как-то на уроке биологии Отто Генрихович рассказывал нам об учении Чарльза Дарвина. Сказал и о том, что человек произошёл от обезьяны. Меня настолько возмутила такая формулировка, что я высказал своё несогласие, и урок после этого перешёл в диспут. Я отстаивал мысль о том, что человек в древности произошёл от своего предка, похожего на обезьяну, и что эти два вида приматов жили одновременно, но предок человека с веками совершенствовался, как внешне, так и умственно, а обезьяны же остановились в своём развитии. Так или иначе, но учитель на меня не обиделся и продолжал ставить мне по биологии пятёрки.



Всяческих благ. Искренне Ваш, Vladimir Fyodorov, эсквайр.
* Originally in STARPER.UNLIMITED
* Crossposted in OBEC.PACTET
... И байтики кровавые в глазах ...

--- GoldED+/W32-MINGW 1.1.5-b20120515
* Origin: Esquire Station (2:50/15)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://OBEC.PACTET?msgid=2:50/15+531b4d75