От Vladimir Fyodorov (2:50/15) к All
В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)
Разнообразно приветствую тебя, All!
/Глава 117. НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ/
На раскомандировке нам сообщали, где в данный момент находится твой локомотив. До "рабочего места" нужно было идти пешком или ехать автобусом. Пешком приходилось добираться в карьер, а автобус мог отвезти на другой борт карьера, где располагались главные пути на отвал и на фабрики. В этот день мой электровоз оказался в ПТО (пункте техобслуживания), который находился недалеко от раскомандировки. В шестнадцать часов я уже был на месте. Подошёл к электровозу - никого, зашёл в кабину - тоже никого. Заглянул в книгу приёма-сдачи смены и не увидел там никакой записи.
Вдруг краем глаза заметил на пульте управления что-то лишнее, присмотрелся и остолбенел. Это была довольно ровно отрезанная ногтевая фаланга человеческого пальца. Днём должен был работать Вася Рязанский. Возможно, это его палец? Я решил узнать, что здесь случилось. Зашёл к слесарям-вагонникам. Там было два человека. Один из них спросил:
- Вы на 75-й электровоз? Тогда можете ехать, всё готово.
- Хорошо, только расскажите, что здесь случилось.
- Да мы не особо много знаем. Все, кто был причастен, сейчас во главе с мастером на разборе у начальства.
- Ну вы хоть знаете, чей палец у меня в кабине и как он туда попал?
- Ну раз ты не торопишься зарабатывать деньги, то садись и слушай. Василий заехал к нам и решил сам отрегулировать тормоз одного из вагонов. Забрался под вагон, вытащил регулировочный валик, подтянут на себя одну тягу и пальцем стал проверять совпадение отверстий в тягах. В это время автоматчик открыл концевой кран для проверки тормозов. Тормоза сработали, тяги двинулись и отрезали палец твоему товарищу. Его увезла скорая помощь.
- Надеюсь, начальники разберутся, кто виноват, - сказал я. - Правда, Васе от этого не легче.
Всю смену я проездил, видя перед собой этот палец - как свидетельство человеческой безалаберности и несоблюдения правил техники безопасности. Автоматчик-вагонник не имел права таким образом приводить в действие тормоза. Он должен был подать сигнал машинисту, чтобы тот включил тормоза краном машиниста, или же подойти к машинисту и попросить его тормозить, после чего уже мог проверять работу тормозной системы. Кроме того, машинист не должен заниматься ремонтом в ПТО, тем более лезть под вагон. Это ещё можно было бы понять, если бы электровоз находился на линии. Машинист, напомню, один - без помощника. Тогда можно попытаться устранить неисправность. Но делать это с риском для своего здоровья? "Хватит читать мораль, сам-то каков?" - скажет читатель и будет прав.
В полночь ко мне на смену пришёл Петя Морозов. Он уже в общих чертах знал о произошедшем (рассказали на раскомандировке), а я, волнуясь, поделился кое-какими подробностями и показал Васин палец. Эта "встреча" оказалось для Петра полной неожиданностью, и он долгое время не мог вымолвить ни слова. Я почему-то всю смену ждал, что за пальцем кто-нибудь придёт, отнесёт его в больницу, чтобы хирурги пришили на место. Но никто так и не появился.
Видимо, от всех этих переживаний я и сам стал рассеянным. У Петра была полевая сумка, точь-в-точь похожая на мою - видимо, в одном магазине покупали. И я эту сумку забрал с собой, оставив своего сменщика без завтрака. И ладно бы на этом всё закончилось - можно было списать на моё волнение, но через несколько дней я снова унёс обед Петра. И обнаружил это, уже когда собирался на очередную смену. Меня аж в пот бросило от стыда. Первым делом на работе я извинился перед Петром. А чтобы не было рецидива, я на следующий же день прилепил на свою сумку заметную наклейку. После этого подобных казусов больше не было.
* * *
Однажды я работал в ночную смену. Накануне мне не удалось отдохнуть, поэтому постоянно клонило в сон. Я ехал на отвал бедных руд для разгрузки. На разъезде Отвальном остановился у красного выходного. Впереди меня под разгрузку заехал самый длинный наш поезд с шестью вагонами и электровозом А-80. До экскаватора было метров триста. Я подумал, что пока он доедет до места разгрузки, разгрузит по очереди шесть вагонов, доедет до Отвального - пройдёт минут двадцать, и за это время я могу вздремнуть. А когда порожняк будет проходить рядом, я услышу и проснусь. С такими мыслями я поднял ноги на контроллер и закрыл глаза.
Мне показалось, что прошло всего несколько мгновений, когда я услышал крики и стук в дверь. Ещё не проснувшись окончательно, я почему-то решил, что заснул на ходу. На то, что перед глазами маячит зелёный цвет светофора, я даже не обратил внимания. Я мгновенно, не раздумывая, дёрнул кран машиниста, производя экстренное торможение. Другой рукой, которой, наверное, управлял в этот момент совсем иной участок мозга, я на всю катушку включил контроллер (дал полный газ, говоря по-автомобильному).
Электровоз дёрнулся, но с места не тронулся - сработала защита от перегрузки. Я кинулся к дверям, но там уже никого не было. Открыв дверь, увидел удалявшегося от электровоза человека. Он сделал своё дело, разбудил заснувшего на рабочем месте наглеца. У входного светофора стоял его поезд, ожидая, когда я освобожу ему путь. Только в этот момент я начал осознавать, что натворил, позволив себе "немного отдохнуть". Тормозной кран по-прежнему находился в положении экстренного торможения. Я его перевёл в отпускное, а затем в поездное положение. Рукоятка контроллера находилась на последней позиции, горела аварийная лампочка. Я сбросил на ноль рукоятку контроллера, восстановил защиту и поехал под разгрузку.
Этот случай произошёл в первые месяцы моей работы в Асбесте. Будучи научен горьким опытом, я больше не позволял себе расслабляться на работе. При вынужденной стоянке делал физические упражнения или читал. Стал хоть немного отдыхать перед ночной сменой. И - вот уж чем не могу гордиться - начал курить "Беломор".
* * *
Очередная нештатная ситуация произошла как всегда неожиданно. Я работал в вечернюю смену с шестнадцати до двадцати четырёх часов, вёз пустую породу на отвал. Уже стемнело, когда я подъезжал к станции Майская. Мне горел зелёный, и я ехал, не снижая скорости. У выходного светофора в этот момент остановился порожняк, ехавший с отвала. Вдруг из-за остановившегося локомотива вышел человек и, не глядя по сторонам, шагнул на мой путь. Я резко затормозил и подал звуковой сигнал, но тут же до меня дошло, что это бесполезно. Человек исчез из моего поля зрения. Попал он под колёса или был сбит локомотивом, я не знал. Удара я не ощутил - как-никак, вес тридцатипятитонной махины и человека несоизмерим. Но я чувствовал, что произошло что-то нехорошее.
Как только мой поезд остановился, я выскочил из кабины. Фонаря у меня не было, но немного света падало от работавшей рядом фабрики ⁿ3. Я осмотрел электровоз и заглянул под все вагоны. Ничего и никого не найдя, я посмотрел по сторонам и заметил, что на обочине что-то темнеется. Я быстро подошёл к этому месту. Там лежал человек, он тихо стонал. Я попытался с ним заговорить, но, судя по всему, он был без сознания. Беглый осмотр показал мне, что руки-ноги у человека на месте, значит, под колёса он не попал. Тут вдруг подошёл Дроздов, машинист поезда, стоявшего рядом. Не обращая на меня внимания, он начал тормошить бедолагу, повторяя: "Ты только не говори, что я тебя привёз".
- Ты в своём уме?! - прикрикнул я на Дроздова. - Человек помирает, а ты только о себе думаешь! Иди отсюда!
Дроздов ретировался в свой электровоз и уехал в карьер, а я побежал на станцию, чтобы вызвать скорую помощь и сообщить о случившемся. Дежурная, увидев меня, удивилась:
- Чего стоишь, не едешь?
- Я человека сбил! Звони скорее, вызывай скорую!
- Ой, как же так случилось... - запричитала девушка, снимая трубку.
Я закурил, чтобы немного унять дрожь в руках. Дежурная вызвала медиков и сообщила диспетчеру о случившемся. Я вернулся к пострадавшему - вдруг он нуждается в помощи? Но моя помощь не потребовалась, скорая прибыла довольно быстро. Его, так и не пришедшего в сознание, увезли в больницу. Порожняк, из-за которого он выскочил на мой путь, давно уехал под погрузку. Мне тоже позволили продолжать работу.
А утром меня вызвали на разбор в контору рудника, где я предстал перед инспектором по технике безопасности и главным инженером. Они меня капитально трясли, задавая вопросы, которые позволили бы меня хоть в чём-то обвинить.
- С какой стороны шёл пострадавший? - спросил инспектор по ТБ.
- Он вышел из-за остановившегося электровоза с порожняком и направлялся в сторону фабрики.
- А может, всё-таки со стороны фабрики? Вы тогда могли его раньше заметить и предотвратить несчастный случай.
- Я в любом случае не успел бы затормозить, он буквально кинулся под электровоз.
- А с какой скоростью вы ехали? - продолжал допытываться инспектор.
- Я точно не знаю, потому что на этих электровозах нет скоростемеров.
- А приблизительно?
- Где-то километров тридцать в час.
- А вы знаете, что впереди находился только что построенный путепровод?
- Да, знаю.
- А то, что проезд по нему должен быть на скорости не более пятнадцати километров в час?
- Я бы успел снизить скорость до требуемой ещё до путепровода.
Наверное, они бы долго ещё пытали меня, если бы им не позвонили по телефону. Главный инженер проговорил что-то в трубку и попросил меня подождать вызова в коридоре. Мне пришлось маяться там довольно долго, пока не пришли новые посетители. Это был машинист экскаватора, помощник которого пострадал, и машинист электровоза Дроздов, который вёз тот самый злосчастный порожняк.
Мы втроём вошли в кабинет и расселись на стулья. Главный инженер начал свою обличительную речь со слов:
- Мы только сегодня утром узнали, кто пострадал. При нём не было документов. А недавно он пришёл в сознание и смог рассказать, как всё было. Так вот, вы двое, - он указал на моих соседей, - даже не сообщили о случившемся, отработали смену и ушли домой отдыхать со спокойной совестью! Особенно это касается вас, - он сфокусировал сердитый взгляд на машинисте экскаватора и продолжил: - Надо, же, у него пропал помощник за пять часов до конца смены, а ему хоть бы хны! Даже не сказал никому! А вы, - он повернул голову к Дроздову, - не имели права допускать в кабину посторонних. А сами привезли его и выпустили из кабины как раз в момент подхода другого поезда. Человека сбили, а вы спокойно уехали! А если бы и Фёдоров уехал?
Надо сказать, что про нашу ночную встречу с Дроздовым я никому докладывать не стал. Возможно, это только усугубило бы его вину. Дальнейший разбор длился недолго, потому что мои коллеги в основном просто повторили то, что уже рассказал пострадавший. Экскаваторщик лишь добавил, что его помощник направлялся ужинать в столовую фабрики.
В результате Дроздова сняли на два месяца с электровоза и перевели на это время в бригаду путейцев. Как наказали машиниста экскаватора, я не знаю, так как он числился в другом цехе. Ко мне никаких санкций не применили. Хотя мне хватило и того испуга - не часто под твою машину бросаются "самоубийцы".
Сам же пострадавший провёл в больнице около двух месяцев. У него было несколько переломов. Можно сказать, легко отделался. После окончания лечения он вышел на работу.
* * *
Новое ЧП произошло по моей вине. Я ехал сверху под погрузку вдоль закруглённого борта карьера. Было утро, светало. На обозримом расстоянии я не видел ни одного поезда. Перед станцией Комсомольская в кривой малого радиуса находился входной светофор, который не был виден издалека. Но я решил, что светофор должен быть зелёным и ехал, не снижая скорости. Я помнил, что на станции в тупике всю ночь простоял электровоз с двумя вагонами-дозаторами. Машиниста я на нём не видел. Со стороны мне показалось, что он и сейчас находился на том же месте.
Мой поезд двигался вперёд вагонами, поэтому я увидел красный огонь светофора слишком поздно. Я экстренно затормозил, но поезд по инерции проехал мимо светофора, и тут я к своему ужасу разглядел, что тот электровоз с дозаторами теперь находится на моём пути. Скорость моя снижалась слишком медленно, вот-вот должно было произойти столкновение. Находящиеся на том электровозе увидели, что на них идут вагоны, и начали отъезжать. Но у меня скорость была выше, я догнал их и сцепился. Сильно тряхнуло, поднялась пыль, и движение в миг прекратилось, несмотря на то, что перед столкновением мы ехали в одном направлении.
Я подошёл к тому электровозу и увидел на нём начальника смены Иванова и инструктора Деменьтича. Иванов спросил:
- Светофор что, зелёный был?
- Нет, красный, - признался я.
- Отцепляй, мы поедем.
Никаких повреждений ни у них, ни у меня не обнаружилось. Я отцепил свой поезд и они уехали. В конце смены я зашёл в раскомандировку и увидел обоих "пострадавших". Они сидели за столом и играли в домино. Я спросил:
- Разбор будет?
- Нет, иди домой, отдыхай, - разрешил начальник смены.
Я подумал, что "пронесло", но в конце месяца обнаружил, что меня лишили ста процентов премии.
* * *
Погрузившись в карьере, я выехал к стрелочному посту, на котором в эту смену работала уже известная читателям Катя. По её сигналу я должен был заехать в тупик, куда вёл небольшой уклон. Поезд катился по инерции, и я решил перейти с заднего пульта на передний на ходу. Пульты находились в одной кабине, всего в паре-тройке шагов друг от друга, но, переходя, я совершил ошибку - не перекрыл кран на тормозной магистрали. Конец тупика приближался, я начал тормозить. До меня не сразу дошло, что тормоза не сработали: из-за того, что магистральный кран не был перекрыт, один кран машиниста выпускал воздух, а другой пополнял. Я быстро кинулся исправлять ошибку, но было поздно. В тупике на рельсах лежали шпалы, сложенные в аккуратную большую горку высотой больше метра. Электровоз врезался в неё, шпалы разлетелись в разные стороны, но две шпалы попали под колёса, которые своими гребнями проделали в них заметные борозды.
Электровоз остановился. Я вышел из кабины, посмотрел на свою "работу". Две шпалы находились под электровозом. Я попробовал их вытащить, но они были зажаты намертво. Немного подумав, я решил попробовать выехать обратно через эти же шпалы. В конце концов, электровоз ведь не сошёл целиком с рельс, пройдя по шпалам вперёд. Так почему бы не повторить то же самое в обратном направлении? Я поехал медленно и осторожно. Всё вышло так, как было задумано. Электровоз поднимался колёсной парой на шпалу и со стуком становился на рельсы. Таким образом я "перешагнул" через обе шпалы и, не оглядываясь, поехал на основные пути.
Стрелочница как обычно проводила меня жёлтым свёрнутым флажком. Поскольку я в тупике долго не задержался, она и знать не знала, и ведать не ведала, что я там натворил.
Такие вот нештатные ситуации время от времени случались у нас в карьере. Всё описанное в этой главе произошло в течение первого года моей работы на Центральном руднике.
Всяческих благ. Искренне Ваш, Vladimir Fyodorov, эсквайр.
* Originally in STARPER.LIMITED
* Crossposted in STARPER.UNLIMITED
* Crossposted in OBEC.PACTET
... Одним коннектом сыт не будешь
--- GoldED+/W32-MINGW 1.1.5-b20120515
* Origin: Esquire Station (2:50/15)
Ответы на это письмо:
From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку
From: Username
Или коротким