на главнуюВсе эхи RU.COMPUTERRA
войти ?

Робокар: уровни самостоятельности

От RoboPirat (2:5053/51) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


http://www.computerra.ru/168331/a8/

Евгений Золотов: Робокар: уровни самостоятельности

Хорошо было ещё десять лет назад, просто! По степени автоматизации автомобили отличались друг от друга незначительно. Да, конечно, некоторые не умели даже стабилизировать курс, а другие уже хвастались адаптивным круиз-контролем и самостоятельно занимали места на парковке, но главное, что от водителя всегда требовалось находиться за рулём и следить за происходящим, быть готовым вмешаться.
И такая шкала есть. Она утверждена три года назад ассоциацией SAE International - международным Союзом автомобильных инженеров, ведущим свою биографию аж с Форда и Эдисона. Была и другая шкала, похожая, предложенная американским ведомством NHTSA, но прижилась версия SAE - и именно её теперь имеют в виду, когда говорят о соответствии того или иного автомобиля энному уровню независимости. Давайте рассмотрим уровни в порядке возрастания, отметив заодно, что присваивается тот или иной Level по минимальным возможностям автоматики.
Audi A8 2017: человек пока ещё за рулём.
В шкале SAE всего шесть уровней и начинается нумерация, как и положено у настоящих айтишников, с нуля. Level 0 не предполагает никакой автоматики, либо такую, которая не имеет влияния на органы управления автомобилем и лишь подаёт сигналы водителю. Именно к нулевому уровню относятся пока ещё большинство автомобилей, бегающих по дорогам.
Level 1 - это уже совместное управление машиной человеком и автоматикой. Идеальный пример: всё тот же круиз-контроль, берущий на себя управление скоростью, пока водитель рулит, либо функция самостоятельной парковки, которая занимается рулёжкой, оставив на долю человека скорость. Принципиально важно, что человек в таком авто обязан постоянно держать руль и быть готовым немедленно вмешаться в работу автоматики, если что-то пойдёт не так. Функции, соответствующие Level 1, реализуются пока ещё преимущественно в автомобилях премиального сегмента. Но эта медлительность больше культурного свойства - технически рынок готов взобраться на следующую ступень.
Level 2 предполагает полностью автоматическое управление. Здесь человеку дозволяется убрать руки с руля и ноги с педалей, однако - и это принципиальная оговорка - он обязан демонстрировать машине, что сохраняет контроль над ситуацией и готов оперативно вмешаться. Обычно, чтобы автоматика `успокоилась`, требуется вернуть руки на баранку, если же этого не происходит дольше нескольких секунд, автомобиль останавливается. Примером такой серийной системы может служить Tesla Model S: вспомните, как она, способная почти без помощи человека пересечь по магистралям целую страну, порой оказывается сбита с толку необычным поворотом - и лишь быстрая реакция водителя спасает от катастрофы (ну, а не следил за дорогой - простите!).
Тут следует провести черту. Хоть Элон Маск и утверждает, что уже сейчас софт в его автомобилях способен обеспечить пятый - высший! - уровень автономности, хоть робокары Google и накрутили миллионы километров по реальным дорогам, хоть Volvo и другие испытывают системы, претендующие на значительную самостоятельность, до сих пор не существовало автомобиля, который удовлетворял бы всем привычным требованиям безопасности и при этом гарантировал бы уровень независимости выше второго. Audi A8 станет первой такой машиной. Она первая соответствуют уровню 3.
Автопилот Tesla Model S тоже позволяет убрать руки с руля, однако (и печальный опыт эксплуатации это подтверждает) взгляд с дороги лучше не переводить.
Предполагается, что главной преградой для его распространения станут правовые ограничения: закон, регулирующий дорожное движение в конкретном регионе, должен разрешать эксплуатацию автомобиля, соответствующего уровню независимости 3. Если я понимаю правильно, в России самоуправление A8 пока придётся урезать: наши ПДД требуют постоянного наличия рук на руле.
Однако есть основания предполагать, что, несмотря на неготовность законодательной базы, на третьем уровне производители не задержатся. Дело в том, что в тех же Audi A8 и Tesla Model S уже имеются все или почти все аппаратные элементы, необходимые и достаточные для построения полностью самоуправляемого автомобиля. Следовательно, недостающий функционал можно реализовать программно - и то, чем занимается сейчас, например, Tesla Motors, эту версию подтверждает. Следовательно, уже в следующие три года можно ожидать появления на рынке автомобилей, соответствующих уровням независимости 4 и 5, одновременно от множества производителей.
Level 4 позволит водителю совсем отключаться от происходящего вокруг, но пока лишь на специально подготовленных поверхностях, то есть, к примеру, особым образом размеченных и разгороженных трассах. Решение готовить дороги под робокары кажется неуклюжим, но именно оно сейчас считается наиболее практичным и быстрым способом решить социально-правовую коллизию. Проблема в том, что даже имеющаяся статистика, подтверждающая, что автопилотаж радикально сокращает аварийность (Tesla, Google), публику пока не убеждает. Обыватель не готов пустить робокар на улицу, он его попросту боится, а потому `ареал обитания` самоуправляемых авто в первые годы скорее всего будет ограничен.
Уровень же 5 гарантирует автоматическое перемещение из точки А в точку Б абсолютно в любых условиях. Автомобиль, соответствующий Level 5, можно будет избавить от руля и педалей. В этом направлении движется Google (то есть, простите, Alphabet/Waymo) и отчасти Tesla. Но кто знает, что покажет - может быть уже осенью - Apple?

--- RoboPirat V0.31m/OS2 (C) W2M PROGRAMMING, 03-10.2014
* Origin: CONCORD BBS (2:5053/51.0)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://RU.COMPUTERRA?msgid=2:5053/51+a8dd9390