на главнуюВсе эхи RU.COMPUTERRA
войти ?

Неудобные вопросы про SpaceX

От RoboPirat (2:5053/51) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


http://www.computerra.ru/165100/spacex-2017/

Евгений Золотов: Неудобные вопросы про SpaceX

Следующий этап для неё - суточный интервал между посадкой и повторным взлётом. И поверьте, я ликую вместе со всеми, считая это началом истинно коммерческой космической эры. В считанные годы орбитальные (как минимум!) грузовые рейсы станут настолько дешёвыми, что завсегдатаи, вроде Boeing и Lockheed Martin (кстати, говорят, никто из них Элона Маска не поздравил), будут вынуждены покинуть космический бизнес, либо радикально обновить свой парк и принципы работы.
Однако и для SpaceX `билет в светлое будущее` отнюдь не гарантирован. Успешный повторный пуск - только первый шаг к `дешёвому космосу`, о котором мечтает Маск. И вот какие неудобные вопросы просматриваются прежде всего.
А ведь цель: 24 часа между стартами и полное отсутствие технического обслуживания. Села, заправили, пристыковали новую вторую ступень с полезным грузом, и - обратно в космос! Falcon 9 должна летать в таком режиме уже к концу этого года. 10 полётов без обслуживания вообще, потом, с регулярными минимальными доработками, ещё 90 полётов! Удастся ли?
В самой SpaceX летавшую ракету называют не `использованной`, а `проверенной полётом`. Маркетинг, маркетинг и ещё раз он же.
В какую сумму обошёлся конкретно этот пуск, SpaceX не разглашает, но бухгалтерия следующих стартов примерно известна. Использование летавшей первой ступени позволяет компании сэкономить до трёх четвертей стоимости всей ракеты. Обтекатель (с маломощными двигателями для коррекции орбиты и управляемым парашютом) также уже удаётся спасти - это ещё несколько миллионов долларов. Однодвижковую вторую ступень приземлять пока не пытались.
Таким образом, при текущей цене на старт Falcon 9 Full Thrust (последняя модификация, которая теперь и летает) в 62 млн. долларов, некоторые клиенты вправе рассчитывать на снижение её до 38 миллионов. Ощутимая экономия, но - пока ещё слишком далёкая от мечты Маска о стократном удешевлении космических билетов. Чтобы космос стал по-настоящему дешёвым, придётся дождаться конкуренции на рынке многоразовых ракет. А это минимум десятилетие, если не больше. SpaceX шла к своей мечте пятнадцать лет.
3. Какой будет надёжность сверхтяжёлого грузовика Falcon Heavy?
Формально Falcon Heavy, старт которого запланирован уже на вторую половину года, устроен и работает просто. Отработав, сначала отделяются и уходят на посадку две боковых первых ступени Falcon 9 (их планируется брать из числа уже летавших). Центральная работает чуть дольше, после чего также отстёгивается и приземляется своими силами. Но даже без спасения второй ступени это обещает кучу проблем.
Дело прежде всего в том, что по состоянию на текущий момент, надёжность Falcon 9 составляет 94%. Что как будто бы близко к легендарной надёжности `Союза` (97%), если не учитывать того, что `Девятка` пока летала всего-то три десятка раз вместо тысячи семисот для нашей системы, и всего один раз повторно.
Но для составленного из трёх независимых первых ступеней Falcon 9 многоразового Falcon Heavy, всё ещё хуже: вероятность того, что что-то пойдёт не так, утраивается, так что теоретическая надёжность получается всего 82%. Иначе говоря два из каждых десяти стартов будут неудачными - и это, конечно, скажется как на цене, так и на репутации извозчика.
Теперь SpaceX активно набирает новый персонал. Открыты почти пятьсот вакансий, три четверти которых - для опытных инженеров и техников. Космонавты и космопереселенцы пока не требуются.
4. Сколько будут стоить межпланетные рейсы SpaceX?
Дело в том, что сегодня первая ступень Falcon 9 отделяется при сравнительно небольших скоростях, обычно около 2 км/с. И цифра эта обусловлена прежде всего соображением возможности возврата: остатков топлива должно хватить, чтобы погасить скорость и вернуться в точку старта. Если скорость больше, как, например, в 22-й миссии, где разделение произошло примерно на 2,5 км/с, ступень уносит на сотни километров от места взлёта и сажать её приходится на плавающую платформу (да-да, вот для чего в действительности это нужно!).
А морская платформа - это не только новые риски, но и задержка, ведь повторно использовать ступень можно будет только после доставки её на космодром. Но самое плохое, что даже она не даёт ответа на вопрос, как SpaceX обеспечит многоразовость (и, значит, низкую цену), когда её ракеты будут вынуждены летать быстрей. Например, полёт к Марсу требует разгона минимум до 3,5 км/с. Сколько компонентов межпланетного грузовика удастся использовать повторно, учитывая это? Не придётся ли изобретать новую технологию вертикальной посадки и как много времени такая разработка отнимет?
Что в итоге? Понятно, почему об этих тонкостях не распространяются. Тем более, что по сути всё это инженерные задачи, то есть такие, которые могут быть решены. Но и списывать их со счетов не следует: именно они однажды могут снова поставить SpaceX и лично Элона Маска на грань разорения. Как уже случилось в 2008-м, когда не хотела летать Falcon 1…

--- RoboPirat V0.31m/OS2 (C) W2M PROGRAMMING, 03-10.2014
* Origin: CONCORD BBS (2:5053/51.0)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://RU.COMPUTERRA?msgid=2:5053/51+a8dd98a0