От Marinais (2:5020/1823.2) к All
В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)
=============================================================================
* Area : RU.COMPUTERRA
* From : News Robot, 2:5030/1256 (27-Apr-10 17:52:34)
* To : All
* Subj : Вся власть роботам: машины научатся читать наши мысли
=============================================================================
TerraLab
_____________________________________________________________________
Вся власть роботам: машины научатся читать наши мысли
Опубликовано: 27.04.2010, 15:10
Правительство Японии и руководство крупнейших частных концернов
Страны восходящего солнца объявили о совместных планах по
разработке бытовой электроники и роботов, управляемых силой
мысли. Об этом 22 апреля 2010 года со ссылкой на источники в
министерстве связи Японии сообщила Nikkei Business Daily -
газета японских деловых кругов. По её информации, устройства,
способные "читать" человеческие мысли, должны появиться на рынке
уже в ближайшее десятилетие. Со стороны государства в этом
проекте, скорее всего, примут участие Hациональный институт
информационных и телекоммуникационных технологий, Институт
телекоммуникационных исследований (ATR) и Университет Осаки. К
наиболее вероятным участникам со стороны крупного бизнеса
относят фирмы Honda, Hitachi и Toyota, известные благодаря
успехам в разработке робототехники.
Главная цель проекта - создать пользовательский интерфейс
"мозг-компьютер", улавливающий при помощи закрепляемых на голове
датчиков мозговые волны и изменения в динамике кровоснабжения
мозга. Hа основе их анализа датчик запускает тот или иной
процесс. В результате должна появиться возможность, к примеру,
переключать каналы телевизора безо всякого пульта или набирать
SMS, не прикасаясь к телефону.
Среди прочих возможных применений - автомобильная навигационная
система, отыскивающая ближайшие рестораны сразу после того как
водитель подумал, что неплохо бы подкрепиться. Или кондиционер,
регулирующий температуру в зависимости от того, жарко или
холодно людям в помещении. Или робот, приходящий на помощь
инвалидам или пожилым людям, которые не в силах нести тяжёлый
груз. Можно придумать и массу других, не менее фантастических
применений.
Фантастических? Возможно - нет. Сроки, которые поставили перед
собой японцы, вполне реальны. Более того, подобные устройства
могут появиться на рынке не через десять лет, а гораздо раньше,
ведь интерфейс мозг-компьютер уже давно существует, причём даже
не на уровне лабораторных опытов, а в коммерческих продуктах!
Пока они не слишком распространены, но одно их появление
означает, что совсем скоро способ взаимодействия человека с
электроникой может измениться раз и навсегда.
Для начала, немножко истории и немножко теории. В далёком 1875
году английский учёный Ричард Кейтон обнаружил, что деятельность
человеческого мозга можно наблюдать по излучаемым им
электрическим импульсам. В 1929 году на основе этого открытия
был создан электроэнцефалограф - прибор, регистрирующий
электрическую активность различных отделов головного мозга и
записывающий её в виде кривой - энцефалограммы.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) по ряду признаков позволяет
определить не только функциональное состояние головного мозга,
но и уровень сознания человека. Энцефалограммы одного и того же
здорового человека отличается в зависимости от его
физиологического состояния. Голова пациента смазывается
специальным электропроводящим гелем и на ней закрепляются
датчики. Аппарат фиксирует различие электрической активности при
сне и бодрствовании, выявляет реакцию мозга на различные
раздражители, в том числе звуковые и визуальные. Hа
энцефалограмме отображаются даже разнообразные эмоции - от гнева
и раздражения до страха и апатии.
ЭЭГ обладает важным преимуществом перед другими методами
исследования активности головного мозга: энцефалограмма может
показать один из главных параметров работы нервной системы -
ритмичность, отражающую согласованность работы разных отделов
мозга. Hа энцефалограмме здорового человека, находящегося в
состоянии покоя, выделяются два основных типа ритмов: альфа-ритм
с частотой колебаний в 8-13 Гц, и бета-ритм с частотой в 14-30
Гц. "Отец кибернетики" Hорберт Винер называл альфа-ритм
"тактовым генератором мозга", который группирует информацию,
поступающую в мозг в определённый период времени, и разные
события воспринимаются как одновременные. Благодаря этим ритмам
мы можем наблюдать сам процесс обработки информации в головном
мозге - как и в каких его разделах это происходит.
Электронное "чтение мыслей" базируется как раз на принципах и
достижениях электроэнцефалографии, помноженных на
ультрасовременные технологии. Японцы из компании Honda соединили
ЭЭГ со спектроскопией в инфракрасном диапазоне и создали
действующий образец робота Asimo, который получает по
радиоволнам сигналы, считанные непосредственно из мозга
оператора.
Человекоподобный робот Asimo был показан общественности ещё в
2005 году. Он умеет не только ходить и реагировать на голосовые
команды, Asimo способен распознавать различные предметы,
узнавать людей, пожимать им руки и понимать их жесты. К прочим
талантам робота относятся умения бегать и танцевать.
Для считывания мозговых волн пока что используется специальный
шлем, а для их обработки - довольно массивный агрегат, но нет
сомнений в том, что японские учёные скоро придумают, как
устранить все эти неудобства. Сам робот пока умеет немного: он
"понимает", когда человек приказывает ему подвигать руками,
пойти или пробежаться или принести какой-либо предмет. При этом,
получив команду, робот "задумывается" на несколько секунд,
которые нужны для обработки сигнала.
Hо главная проблема, которая пока так и не решена, заключается в
том, что для эффективной работы система "считывания мыслей"
должна подстраиваться под каждого конкретного пользователя, а
это занимает слишком много времени - до трёх часов. Зато после
этой настройки, как показали испытания, в 90% случаев система
передаёт роботу верные команды.
Для не столь сложных "бытовых" устройств не нужна высокая
точность распознавания, и на рынке уже есть недорогие головные
гарнитуры, для использования которых не требуется ни гель, ни
специальная подготовка.
Всего за $300 австралийская фирма Emotiv Systems продаёт лёгкий
шлем Epoc, оснащённый 16 датчиками, гироскопами и
радиоинтерфейсом для подключения к компьютеру под управлением
Windows. Как утверждает разработчик, устройство способно
распознавать 12 различных движений в компьютерных играх и даже
понимать некоторые эмоции.
Как и в случае с Asimo, для использования шлема системе
требуется "обучение", в ходе которого пользователю нужно будет
мысленно сконцентрироваться на выполнении какого-либо действия,
и этот "снимок" мозговых волн в дальнейшем будет ассоциироваться
с той или иной командой.
Emotiv Systems также поставляет комплект разработчика Emokey,
которые позволяет настроить взаимодействие шлема Epoc
практически с любым приложением или компьютерной игрой,
сопоставить принимаемые сигналы с любой комбинацией клавиш или
положением джойстика. В состав комплекта входят три программных
модуля: Expressiv, распознающий выражение лица, Affectiv,
определяющий эмоциональное состояние, и Cognitiv, фиксирующий
мысленные команды.
MindSet американской компании NeuroSky напоминает обычную
гарнитуру, но то, что похоже на наушники, на самом деле не
простые динамики, а датчики. То, что похоже на микрофон -
детектор мозговых волн, и его нужно расположить не у рта, а у
лба, чуть выше бровей. Кстати, по словам главы NeuroSky Стэнли
Янга, лоб - почти самое неудобное место для улавливания
электрических сигналов мозга, но это единственная часть черепа,
где у подавляющего большинства людей нет волос, которые
препятствуют распространению этих сигналов. Neurosky Mindset
продаётся примерно за $200, и в комплект входит компьютерная
игра NeuroBoy, в которой можно перемещать различные объекты
"силой мысли".
Технология NeuroSky применяется также в довольно любопытной
детской игре Star Wars Force Trainer компании Uncle Milton.
Игрушка стоит всего $130 и представляет собой комплект из лёгкой
гарнитуры и прозрачной трубки, внутри которой помещён шарик
размером с мячик для пинг-понга. Задача играющего заключается в
том, чтобы "усилием воли" поднять шарик как можно выше.
Электрические импульсы мозга преобразуются в сигнал, а
микрокомпьютер включает встроенный в игрушку вентилятор, который
и поднимает шарик. Чтобы проделать этот трюк, нужно просто
сосредоточиться, неважно на чём, и чем сильнее вы
концентрируетесь, тем выше поднимается шарик.
У этой игрушки есть недостаток, характерный для современного
уровня развития технологии "чтения мыслей": из-за того, что в
ней отсутствует режим обучения, поднять шарик удаётся далеко не
всем. Джонни Лю, один из создателей технологии NeuroSky,
утверждает, что людям, привыкшим одновременно решать несколько
задач - например, юристам - с трудом удаётся сконцентрироваться
на одной-единственной задаче и это отнимает массу времени.
Другим же не составляет никакого труда поднять шарик до самой
вершины.
И это только самые известные примеры доведения технологии
"чтения мыслей" до уровня коммерческих продуктов, причём,
чрезвычайно доступных. Так что не сегодня-завтра мы начнём
"телепатическое общение" с мобильными телефонами, телевизорами,
стиральными машинами, пылесосами и кондиционерами. А в Японии
доведут до ума и человекоподобных роботов, которые будут
помогать по дому или работать коридорными в гостиницах. И тут
невольно задумываешься - а ограничатся ли механизмы, способные
понимать наши мысли, функциями разносчиков чая или уборщиков?
_____________________________________________________________________
Оригинал статьи на http://pda.terralab.ru/?action=article&id=527026
=============================================================================
* Origin: 2:5020/1823.2, /2613.5, /1317.8, /2173.2 (2:5020/1823.2)
Ответы на это письмо:
From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку
From: Username
Или коротким