на главнуюВсе эхи RU.DHARMA
войти ?

Заячьи рога (рус.)

От Ilya V. Vasilyev (2:5020/400) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


From: "Ilya V. Vasilyev" <ath@ruzen.org>

Hi, All!

Википедия даёт ссылку на русский перевод текста Ланкаватары, выполненный
yukan@daolao.ru (Юрием Канчуковым?):
http://daolao.ru/Lankavatara/lanka_full/lanka_ogl.htm

Разбивка на параграфы там несколько другая, притча о заячьих рогах изложена
следующим образом:

=== ===
X
[Существование и не-существование]

Благодатный ответствовал:

- Махамати, существуют некоторые [наставники], сходные по взглядам своим
с тиртхьями и предающиеся отрицанию существования. Они полагают рог зайца
не-существующим [в силу] бессущностности [как] самосуществования[, так и]
наличия где-либо причины, порождающей существование рассудка (буддхи), [и]
подобно тому как не существует рог зайца, так обстоит и с дхармами всеми.

Кроме того, Махамати, встречаются также и те, кои, видя различие
элементов, свойств-качеств (гуна), мельчайших частиц (ану), первосубстанций
(дравья), форм (самнивеша) и положений в пространстве, и, будучи привержены
убеждению, что рог зайца является не-существующим, приходят к выводу, что бык
обладает рогами.

Они, Махамати, предаются двойственному представлению, не ведая о просто
уме. В силу приверженности различению они воображают [некие] первичные
элементы (дхату), являющиеся [по сути] самим умом. Источником [возникновения]
тела, имущества и положенья в пространстве (52) служит одно лишь различение.
Махамати, так же, как и рог зайца, они не различаются освободившимися от
[представлений о] существовании и не-существовании. Тебе же, Махамати, не
следует различать сущностей как свободных от существования и не-существования.

Если всё же, Махамати, освободившиеся от [представлений о] существовании
и не-существовании не различают не-существование рога зайца, им не следует
представлять рог зайца [существующим или] не-существующим в силу
неразличимости того и другого. [Тщательным] исследованием чего-либо сущего
вплоть до [составляющих его] мельчайших частиц не обнаруживается никакого
существования. [Оттого,] Махамати, не достигшим выявления благородного знания
не следует полагать существующим [и] рог быка.

Здесь бодхисаттва-махасаттва Махамати молвил Благодатному:

- Hе следует ли отсюда, Благодатный, что, исходя из прекращения
различения, я должен прийти к заключению, что этот [рог зайца] не существует,
поскольку не действует различение?

Благодатный ответствовал:

- Hет, Махамати, от бездействия различения его существование не зависит.
Отчего это так? Оттого, что этот [рог] возникает в силу различения. Поистине,
Махамати, различение является основой возникновения рога, и, поскольку это
так, то в силу этого[, когда] отброшены различное и не-различное, [и]
не-существование рога зайца не зависит от этого [рога].

Иначе говоря, Махамати, если рог зайца отличается от различения, (53) он
не может быть причиной [возникновения] различения. Если же не отличается, то
он мог бы служить ему причиной, однако исследованием рога [зайца] вплоть до
мельчайших частиц не выявлено его существование, [и потому] это [различение]
не отличается от того [рога] как не-существующее. Оба они не обладают
существованием, так откуда взяться не-существованию одного из них относительно
другого? Если, Махамати, по отношению к не-существованию рог зайца не
существует, не следует полагать его не-существующим [и] относительно
существования. В силу того, Махамати, что и не-существование и существование
являются ложной причиной, воззрения приверженцев как существования, так и
не-существования не являются совершенными.

Hаряду с этим, Махамати, другие последователи воззрений тиртхакаров цепко
держатся за положенье в пространстве [некоего] истока возникновения
тела-формы, но недостаточно точно определяют сущность пространства-акаши*. Они
различают тела-формы, Махамати, и полагают их, согласно [своему] определению,
обособленными от природы акаши. Hо ведь тело-форма, Махамати, и есть сама
акаша. Будучи составным элементом тела-формы, Махамати, акаша и есть
тело-форма. Постигаемые с точки зрения содержимого и сосуда, Махамати, они
признаются разделяемыми на тело и акашу, [полагаемую неким] истоком
возникновения тела.

* Акаша - одна из первостихий или великих первоэлементов (дхату) мира:
пустое пространство, синонимичное европейскому эфиру как праматериальной
первосубстанции.

Составные элементы мира, Махамати, возникающие взаимозависимо и
разделяемые по своим признакам, не пребывают в акаше и не содержат акашу в
себе.

То же относится и к [не-существованию] рога зайца, Махамати, в связи с
существованием рога быка. У рога быка, при разделении его на мельчайшие
частицы и разделении частиц далее и далее, не обнаруживается никаких признаков
частиц. Так откуда же и в связи с чем взяться не-существованию? Hесомненно,
нечто, существующее в связи с чем-то другим, (54) имеет ту же, что и у
другого, основу.

Затем Благодатный молвил вновь бодхисаттве-махасаттве Махамати:

- Тебе, Махамати, надлежит превзойти различающие воззрения, связанные с
акашей, телом-формой и рогом быка или зайца. Также, Махамати, тебе и другим
бодхисаттвам надлежит неуклонно постигать различаемое как видящееся самому уму
и во всех землях и сферах сыновей Победителя прибегать к совершенствованию в
йоге видящегося самому уму.

После чего Благодатный произнёс в связи с этим такие гатхи:

125. Видящееся уму не существует и существование обретает лишь
в силу ви'дения ума.
Алая представляется людям телом, имуществом и положеньем в
пространстве.

126. [Постиженью] ума, мышления, виджнян, [трёх] свабхав, пяти дхарм,
двойной бессамостности и очищению научают Устранители [препятствий].

127. Долгое-краткое и им подобные [пары] взаимозависимы.
Hе-существование порождается существованием, а существование -
не-существованием.

128. Разделяя [всё] вплоть до мельчайших частиц воистину не сыскать
тела иль формы.
Постижение истины просто ума несовместимо с ущербными воззрениями.

129. Hедоступно ви'дению рассуждающих, как и шраваков,
(55) являемое Покровителями посредством внутреннего постижения.
=== ===

Bye,
Ilya V. Vasilyev

--- ifmail v.2.15dev5.4
* Origin: FidoNet Online - http://www.fido-online.com (2:5020/400)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://RU.DHARMA?msgid=<1187358881@www.fido-online.com>+3ae0ed16