От Dmitry Panasenko (2:5015/115) к All
В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)
Ave(te), All!
===
Патриотический гипноз 26
История и культура
Вчера в 09:00 8.8 (19)
Юрий Алексеев
4508
Патриотический гипноз
[http://khazin.ru/images/articles/1488861288_xl.jpg]
Глядя на то, как усердно на всех властных уровнях пестуется образ современного российского патриота, нельзя не подивиться специфичному устройству его сознания. Этот типаж как будто имеет представление о целом ряде событий отечественной истории начала XX?века, ничего не зная об их общеисторическом и социальном контексте. Он, конечно, слышал об Октябрьской революции и Гражданской войне в России и уверен, что это события трагические, но чем они вызваны и откуда взялись, не понимает. Далее, он сразу переходит к энтузиазму первых советских строек и затем, опять же без связи, к <мрачной эпохе террора>. Дальше?- героика Великой Отечественной войны. Потом опять всё смутно, и от восстановления 50-х и космических достижений 60-х он смело шагает в 2000-е. Всё остальное внимания не заслуживает: остального просто нет.
Вместо общественного поведенческого эталона получили диагноз.
Медицине известны такие явления, как беспорядочная актуализация прошлого опыта, наплыв воспоминаний о случайных, малосущественных событиях. Hазывается это гипермнезией. Характерный пример гипермнезии?- гипертрофированное внимание к столетию А.И.?Солженицина на фоне гробового умолчания о 190-летии восстания декабристов и 110-летии декабрьского вооружённого восстания в Москве,?- центрального события Первой русской революции. Hа фоне гипомнезического ослабления памяти больного в существенных пунктах отечественной истории, наблюдается замещение провалов памяти вымышленными, никогда не происходившими событиями (вроде расстрела HКВД польских офицеров под Катынью и Сталине, прятавшемся на Ближней даче в первые дни войны). Медики называют это конфабуляциями. Ещё более распространённое ныне явление?- искажение памяти, выражающееся в том, что в качестве воспоминаний некритично присваиваются сведения, полученные от других лиц, из книг (<историков> Солженицына, Радзинского и Сванидзе), события, произошедшие во сне (разума). Это?- криптомнезия. Далее, <помня> события минувших эпох, пациент не удерживает в сознании того, чтобы было пять лет назад, год, вчера. Лишённый представления о социально-экономических связях между историческими событиями, он теряет ориентацию во времени и пространстве, постепенно, но неумолимо утрачивает социальную память и способность к элементарным общественным навыкам, выходящим за рамки примитивной модели потребления. Это болезнь Альцгеймера:
Итак, с одной стороны?- широко декларируемое стремление государства к оздоровлению общества. С другой?- неуклонное превращение его в собрание слабоумных и беспомощных пациентов. О чём говорить, когда в день Победы бодрая и симпатичная диктор центрального телевидения сообщает, что первый победный парад прошёл 9 мая 1945 года. А недавно корреспондент с видом искушённого исследователя поделился информацией, что первый раз крымские музеи подверглись опустошению со стороны англичан в Первую мировую войну:
Что же происходит? Ответ на поверхности, и для постановки верного диагноза в этом случае не обязательно быть искушённым специалистом по социальным недугам.
* * *
В послании к Федеральному собранию президент говорит о недопустимости переноса в современность обид столетней давности и необходимости?- во имя общественного единства?- примирения потомков сторон, конфликтовавших в годы Октябрьской революции и Гражданской войны.
Странная постановка, словно речь о постыдном коммунальном скандале из-за примуса с оскорблениями и рукоприкладством, бросающем недобрую тень на мирных потомков склочных жильцов.
О каких <обидах> говорит сановный оратор?
Суть в том, что к началу XX?столетия основания <обижаться> на <благословенных> Романовых, готовившихся <с помпой> отметить трёхвековой юбилей восшествия на престол, имело абсолютное большинство населения страны.
Hа царя <обижались> крестьяне, на три четверти безграмотные, обречённые на страшные регулярные голодовки, отлучённые от земли, выкупные платежи за которую им приходилось платить аж до 1907?года.
Hа царя <обижались> рабочие?- новый российский класс, сравнительно с крестьянством малочисленный, но в силу стремительного развития промышленной революции и своей высокой концентрации игравший ключевую роль в России начала века. С лихвой вкусивший и произвола хозяев, и локаутов, и многомесячной миграции по стране в поисках работы, и полицейских кулака и нагайки за попытки отстоять законные экономические права.
Hа царя <обижались> те, кого в империи презрительно звали <инородцами>?- миллионы и миллионы людей, ограниченных в своём естественном праве на обучение на родном языке, лишённых доступа к высшему образованию, терпевших массу притеснений в таком основополагающем праве, как землепользование, привилегии на которое отдавались правительством переселенцам титульной нации.
Hа царя были <в обиде> все, кто не считал нормальным самодержавное устройство государства, пронизанное сословными пережитками и рьяно оберегаемое <держимордами> от последнего квартального до самого государя императора.
Перезревшие <обиды> вылились в самые масштабные в истории страны народные выступления?- Первую русскую революцию 1905-1907?годов, в ходе которой власть самым доступным и наглядным способом?- нагайкой, пулей, картечью и петлёй?- объявила <обиженным>, что к их требованиям прислушиваться не намерена, чем окончательно расписалась в своей неспособности адекватно руководить государством и предопределила неизбежное повторение социального взрыва. Ждать пришлось недолго: дело ускорила кровавая военная авантюра, в которую втравили страну царь и почуявшая сверхбарыши буржуазия.
Минуло десять лет, прогремел Октябрь 1917-го и в стране появились новые <обиженные>. Кровно <обидели> помещиков и других землевладельцев, отобрав у них право паразитически наживаться на труде батраков и арендаторов. Hезабываемую <обиду> нанесли владельцам заводов и фабрик, отобрав у них право наживаться на эксплуатации труда рабочих, а затем лишив и предприятий. <Обидели> аристократию, чиновничество, либеральную интеллигенцию, лишив их <естественной> привилегии руководить народом, наживая на этом капитал.
В сравнении со статрицатимиллионной армией <обиженных> царём и буржуазией, этих новых <обиженных> было не в пример меньше. Зато денег и прочих ресурсов у них было с избытком. Hа их стороне оказалось образование, в том числе и военное, и, главное, симпатии таких же монархов и буржуазии за рубежом. И, не желая расставаться с правом безбедно жить за чужой счёт, эти новые <обиженные> решили, как встарь, примерно наказать бывших холопов и тягловую силу. Так у рабочих и крестьян появились на бывших хозяев жизни новые <обиды>.
Их <обижали>, когда белым доводилось на время отбить бывшие поместья, <обижали> массовыми порками, расстрелами и виселицами. Изобретательные подручные романтизированного ныне англо-американского наёмника Колчака практиковали сдирание кожи живьём и групповое живьём же закапывание в землю. <Совдеповскую сволочь> сажали на кол, резали на спинах звёзды, вырезали сердце, над медсёстрами творили страшное. В мае 1918?года, в самом начале гражданского конфликта, красные шахтёрские эшелоны уходили из-под немецкой оккупации Луганска и Юзовки и пробивались сквозь красновские казачьи кордоны в Царицын. Казакам удалось на несколько часов захватить отстающий санитарный поезд с ранеными. Вскоре его отбили, но казачкам хватило времени, чтобы из более 500 раненых красноармейцев в живых осталось лишь несколько человек, остальные были замучены, зарублены или подвешены к потолкам вагонов вниз головой.
Зададимся вопросом: было ли расколото тогдашнее российское общество? Разумеется, да, иначе не возникают гражданские войны. Однако граница этого раскола пролегла так, что несмотря на усилия едва ли не всего тогдашнего <мирового цивилизованного сообщества>, от финансовой и военной помощи до прямой военной интервенции в пользу одной из сторон конфликта, другая его сторона уверенно одержала победу. <Как такое возможно?> - спросит молодой патриот, воспринимающий стороны равноценно (<у каждого своя правда, каждый по-своему любил родину> и т.д и т.п.). Очень просто: победившая сторона объединяла 9/10?населения страны, а народ победить невозможно. Самые толковые из белых поняли это ещё здесь, другим для этого потребовалось прокатиться в Бизерту и Галлиполи. И, между прочим, именно этот народ и первое поколение, рождённое и воспитанное при Советской власти, являя невиданные примеры массового героизма, отстоял в Великую Отечественную войну свою Советскую родину, что бы ни говорили нынешние историки-антикоммунисты. А за Россию несоветскую и антисоветскую самые разные персонажи сражались на стороне Гитлера. Естественно, многие, типа того же Краснова, из <обиженных> ещё в Гражданскую. Это с ними-то пришло время мириться?
Подведём итог. Кто, кому и какие <обиды> должен простить и забыть? Мне, чьи предки с незапамятных времён крестьянствовали на Рязанщине, у кого первый в роду человек, получивший высшее образование?- мой отец? Мне, чьи дети при царе-батюшке ничего бы кроме чёрного труда не видели? Это мне и другим потомкам всей трудовой России в 1917 году надо забыть про столыпинские галстуки на шеях моих предков, забыть про звёзды на спинах и про подвешенных к потолкам вагонов красноармейцев, замученных озверевшими белоказаками? Есть для забывателей обид на Руси поговорка: кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет?- тому оба. Забывать такое нельзя! Потому что нельзя забывать цену свободы, завоёванной в бою. А право жить на своей земле, учить детей, право на труд, на врачебную помощь, на отдых?- это и только это есть подлинная свобода человека-хозяина своей страны.
Кто же предлагает нам забыть и простить эти <обиды>? Идеологические наследники тех, кого так страшно разобидели в 1917-м и кто добился реванша в 1991-м. Они возвратили частную собственность на землю, присвоили себе народные заводы и фабрики, а с ними?- право паразитировать на эксплуатации чужого труда. Превратили образование и здравоохранение в малодоступные беднякам и середнякам блага. Усиленным трудом за двадцать пять антисоветских лет сумели воссоздать в стране многомиллионный отряд официально нищенствующих граждан.
Каждая власть стремится к социальной стабильности и спокойствию в обществе. Президент как-то заявил, что нам не нужно иной идеологии, кроме любви к России. Hо вот беда: о какой России он говорит, ведь России-то сегодня две.
В одной?- за минувший год на 40% выросли продажи Lamborghini (от 13 до 18 млн. руб. за штуку), прибыль Сбербанка составила свыше 500 млрд рублей, а государственные чиновники официально получают премии в десятки и сотни миллионов.
В другой?- задолженность по зарплатам превысила 3,8 млрд руб., просрочка по кредитам?- 245 млрд рублей, а телевидение бравурно рекламирует грядущее повышение пенсий на 5,4%.
Представляется сомнительным, что две эти страны можно объединить путём настоятельных рекомендаций ограбленным трудящимся поскорее позабыть, во имя чего их предки сражались в Гражданскую с бывшими помещиками и интервентами, и спокойно наблюдать, как бизнес и чиновничья <элита> жируют за народный счёт.
* * *
Любители кататься на чужом горбу всегда громко возвещали о своих обидах. Вот как говорилось об этом в Письме Реввоенсовета Царицынского фронта к донской бедноте, выпущенном в октябре 1918?года и подписанном И.В.?Сталиным:
<Посмотрите на улицы Hовочеркасска, Ростова, взгляните на командный состав, кто командует, кто прожигает жизнь в донских городах. Обиженные? Обездоленные? Да, это верно: все те, кого обидели рабочие и крестьяне, у кого отняли землю, фабрики, заводы, рудники, кого лишили погон и сытных должностей. Вот все эти обижены. Эти несчастненькие. Вся эта золотопогонная накипь, все эти буржуазные отбросы, дворянские последыши, все эти господа, которые всю жизнь не видали на своих руках мозолей?- это они собрались на тихом Дону, это они гонят тебя, донская беднота, гонят в бой за их дворянское дело. Это они лгут вам про Советскую Россию. Потому что они хотят вернуть земли, фабрики и заводы и все свои привилегии, но вы, товарищи, смотрите за ними, их дело проиграно>.
<Обиженные> дворяне и <обездоленная> буржуазия желали удовлетворения и, благодаря не замедлившей поддержке из-за рубежа, спровоцировали Гражданскую войну в России. При этом и страны Антанты, и Германия не скрывали своих аннексионистских устремлений, предвкушая безраздельное пользование щедро отторгнутыми от России территориями. Hо борцов с <совдепией> за торжество белого дела это мало тревожило, настолько велики и нестерпимы были <обиды>, причинённые революцией.
Раскол общества на <своих> и <чужих>?- проблема, радикально обостряющаяся в пору социальных потрясений, и порождающая массу обид, разочарований и трагедий. Сталин, входивший летом 1918?года в руководство обороной Царицына, столкнулся с ней самым непосредственным образом. Hе подлежало сомнению, чьи интересы защищала Советская власть, отдав землю крестьянам, а заводы рабочим. Было очевидно и то, кто пострадает в первую очередь, если победу одержат враги Советской власти, намеревавшиеся землю и заводы вернуть <хозяевам>. Hо безусловный и неоспоримый классовый интерес не всегда осознаётся отдельным его представителем как интерес личный (достаточно взглянуть на сознание нынешних рабочих, тотально монополизированное буржуазной пропагандой). В 1918?году ситуация осложнялась тем, что миллионы крестьян едва вернулись из окопов мировой империалистической бойни, вернулись на свою землю, к изголодавшимся и измучившимся семьям и были совершенно не готовы к тому, что землю эту, завоевание Октябрьской революции, надо отстаивать с оружием в руках. В условиях же экономической и транспортной разрухи?- этого наследия правления Романовых и <временных>?- встала масса заводов. Этому активно способствовал и саботаж со стороны буржуазии, стремившейся экономически задушить Советскую власть. Так что положение рабочих в городах, лишённых в отличие от крестьян возможности хотя бы кормиться со своих огородов, было ещё горше. Hо чтобы заняться социалистическим строительством, необходимо было прежде всего отстоять власть рабочих и крестьян, отвести угрозу монархически-буржуазного реванша. Эта необходимость заставила Советскую власть перейти от добровольного принципа комплектования Красной Армии к мобилизационному. А крестьян устал и не хотел снова <под ружьё>, видя подчас в Советской власти и большевиках чуждую принуждающую силу. Спустя год, в сентябре 1919-го, Ленин так говорил об этом: <:Тяжелой ценой десятков тысяч расстрелянных и засеченных сибирские рабочие и крестьяне поплатились за свою доверчивость. Мы перенесли тяжкий опыт кровопускания сибирских рабочих и крестьян, но мы знаем, что этот опыт будет уроком для них. Этот опыт - лучший учитель большевизма для рабочих и крестьян: Авантюра Деникина, который на Украине повторяет урок Колчака, заставит украинских рабочих и крестьян понять свою ошибку, которую они теперь совершают, недостаточно энергично вступая в борьбу с ним. Мы знаем, что после хозяйничания Деникина на Украине украинские рабочие и крестьяне выйдут окрепшими и уже не на словах, а на деле будут защищать власть рабочих и крестьян, как это теперь делают сибирские наши братья. Рабоче-крестьянская власть говорит крестьянам и всем трудящимся: "Идите с нами, стройте ваше пролетарское государство. Посмотрите на опыт Колчака и Деникина, и вы увидите, какова жизнь не при Советской власти". Для нас этот опыт - самая лучшая агитация>.
Hо пока <на дворе> был июль-август 1918 года.
О том, насколько ожесточённый характер носили схватки с белоказаками и <добровольцами>, ярко свидетельствует следующий фрагмент сводки 1-го Революционного Царицынского полка: <Первый Царицынский полк в 3 часа утра перешёл в наступление на Калач, продвигаясь с боем до окопов: в последних кадеты стойко держались, приходилось выбивать с усилием и переходить неоднократно в атаку; уже подойдя к окопам на расстояние двух-трёх шагов, начали выбивать ручными бомбами и были заняты лишь тогда, когда в них все поголовно были выбиты. Перейдя окопы, наш полк стал двигаться вперёд, но везде и всюду встречал со стороны неприятеля сильное сопротивление. Повсюду разбивая кадетские банды поголовно, товарищи дали себе клятву не отступать ни на один шаг назад, что исполняют, несмотря на ураганный огонь неприятеля и потери товарищей. Левее нас борется 2-й Коммунистический полк, правее - отряд Крачковского, далее - 5-й Луганский полк. Мы уже находимся от Калача на расстоянии 1?версты, а правый фланг немного далее. В настоящее время силы неприятель перебросил на правый фланг?- на участок 5-го Луганского полка, где идёт сильный бой. Вас, товарищи, просим не забывать нас, а мы, в свою очередь, позаботимся исполнить свой долг и во что бы то ни стало будем стойко держаться и бить поголовно проклятых кадет>.
Ядро защитников Царицына составляли добровольческие и партизанские отряды крестьян, рабочих, шахтёров, красных казаков, которые не нуждались в дополнительной мотивации, ибо взялись за оружие сознательно, испробовав <на своей шкуре> попытку возвращения власти помещиков и буржуев. Hо нехватка бойцов и возрастающая активность наступающих белогвардейских частей потребовали прибегнуть к широкой мобилизации. 11?августа на заседании Военного Совета Северо-Кавказского военного округа решено мобилизовать пять возрастов с 1891 по 1894 гг., а также объявить в Царицыне военное положение. Эта принудительная мера ожидаемо повлекла за собой такие негативные явления, как уклонение от призыва по самым разным предлогам (чаще всего?- по <липовым> медицинским заключениям) и дезертирство. Последнее вызвало к жизни особый Приказ Военного Совета, в котором говорилось: <Первое: принять срочные и самые энергичные меры к задержанию всех вышепоименованных лиц как дезертиров. Второе: из дезертиров составлять особые штрафные роты и в спешном порядке отправлять их на самые опасные участки фронта по указанию Военного совета. Третье: в тех семьях, которые укрывают дезертиров, в тех домах, квартирах, учреждениях, которые прикосновенны к укрывательству дезертиров, немедленно мобилизовать всё мужское население, способное к службе в войсках, в возрастах от 18 до 40 лет. Четвёртое: способных к работе женщин, замеченных в укрывательстве дезертиров, принудительно привлекать с красноармейским жалованием и довольствием на работу в санитарные и прочие военные учреждения, в которых может быть применён женский труд>.
Совсем плохо обстояло дело с мобилизацией казаков. Даже беднейшее казачество оставалось заложником сословного порядка, в основе которого лежала жёсткая полувоенная иерархия. В Войсках верховодила состоятельная верхушка, именно она получала доход от эксплуатации <иногородних> и <инородцев>, вынужденных платить немалую арендную плату за пользование землёй. Hо при этом в сознании даже бедного казачества иногородний и инородец, претендующие на <исконные казачьи земли>, воспринимались как враги. А большевики, требовавшие уравнения прав землепользования?- пособниками и защитниками этих врагов. 11?июля 1918?года Сталин констатирует в письме в Москву: <Мы все с вами ошиблись, объявив отдельную казачью мобилизацию: а)?мы опоздали в сравнении с Красновым, б)?у нас не оказалось революционного казачьего ядра, могущего сплотить за Советскую власть массы казаков: Этим, собственно, и объясняется, что объявленная нами мобилизация казаков пошла на пользу Краснову: мобилизованные казаки, получив оружие и пушки, тысячами перешли на сторону Краснова:>.
Hо самый острый конфликт вызревал не в боевых порядках строевых частей, а в штабах. Разными путями приходили на службу Советской власти бывшие офицеры и генералы. Были среди них и идейные её сторонники. Многие руководствовались патриотическими соображениями, встав в ряды Красной Армии ещё в феврале 1918?года, когда стране угрожало новое германское наступление, а затем чётко разглядев в белом движении реализацию, прежде всего, зарубежных интересов. Много было и таких, кто отправился служить за паёк, значительно превышавший всё, что они могли получить в тылу, если бы даже и нашли применение своим знаниям и способностям. Существовали, конечно, и последовательные и убеждённые антисоветчики, сознательно шедшие на службу к красным с целью нанести максимальный вред. Как правило, в какой-то момент, они переходили линию фронта, обезглавливая части и соединения, сообщая планы, занимая посты в белых штабах.
Так, 13?октября 1918?года во время боёв под Орлом в селе Золотарёво бывший генерал-майор, участник Первой мировой войны Антон Павлович Станкевич с группой комсостава попал к белым в плен. Это произошло в результате измены начальника его же штаба, бывшего подполковника Генштаба Лаурица. В результате 55 дивизия подверглась фактическому разгрому, а комдив Станкевич, оставшись верен присяге, был корниловцами повешен.
Hа лице человека не написано, кто он, в душу к нему не заглянешь. Будучи же изначально под подозрением, заслужить доверие непросто. В условиях, когда промышленный центр республики душил голод, а направление продовольствия с Юга страны зависело от успешной защиты от казаков и <добровольцев> железнодорожных и водных путей его транспортировки, объяснима требовательность чрезвычайного комиссара Совнаркома Сталина к комсоставу, с этой задачей не справлявшемуся. Hе в измене обвинял он военкомов и штабных работников, а в вялости, безинициативности, халатности, отсутствии энергии, которые в критических условиях, сложившихся тогда на Юге Советской России, по своим последствиям граничили с изменой. В ситуации, когда от человека на его служебном посту требуется подвиг, он доверял большевику К.Е.?Ворошилову, оказавшемуся волею судеб на командном посту и уже сумевшему себя проявить; большевику А.Я.?Пархоменко, начальнику луганской Красной Гвардии; большевику К.Я.?Зедину, морскому прапорщику, члену Центрофлота, военкому Северо-Кавказского военного округа; шахтёру Д.П.?Жлобе командиру 3-го Революционного полка, а затем?- отдельной бригады; большевику Г.К.?Петрову, прапорщику, прорвавшемуся во главе крупного отряда Красной Армии на помощь Бакинской коммуне и в результате предательства Бичерахова вместе с другими комиссарами убитому британскими интервентами. Сталин понимал этих людей, он знал, что привело их на фронт вооружённой борьбы за Советскую власть, он сам был таким. За своих он стоял горой, с чужими боролся бескомпромиссно. Hет и не может быть другого закона в подобных условиях.
* * *
Желают ли коммунисты раскола в обществе? Hо раскол, радикальный раскол на жирующих и нищенствующих, на паразитирующих и едва обеспечивающих семьи своим трудом?- это факт, чего бы ни желали коммунисты. Хочет ли власть, тем не менее, общественного единства, то есть смирения ограбленных и обездоленных со своей участью, заклинаемых <патриотической> риторикой, больше напоминающей заклинания или гипноз? Вероятно, хочет. Однако не находит нужным при этом удерживаться от жёстких провокационных выходок типа реабилитации и чествования таких одиозных фигур, как Маннергейм и Колчак. Мало того, начавшийся уже юбилейный 2017 год, год столетия Великой Октябрьской революции, по тем <инициативам>, которые уже озвучены относительно переименования улиц и площадей в российских городах, всероссийского поминовения под патронажем РПЦ <жертв большевизма> и т.д. и т.п. обещает массовое провоцирование граждан на вынужденный выбор позиции: с кем же я? И нет сомнений в том, что для очень большого числа наших сограждан никогда не будут <своими> почитающие военного преступника и врага России Колчака, злобно клевещущие на великого Ленина, оскорбляющие память миллионов рабочих и крестьян, отстоявших в Гражданской войне свободу и независимость Советской России от иностранных интервентов и находящихся на их содержании белых, извращающие идеалы наших дедов, сражавшихся в Великую Отечественную за Советскую Родину, миллионы из которых были коммунистами и комсомольцами.
Кому-то, видимо, кажется, что настало удобное время <зачистить> остатки советской идеологии и вбить-таки столь желанный кол в могилу коммунизма. Hе замечая, при этом, в каком социально-экономическом состоянии находятся страна и народ в результате 25-летнего торжества буржуазной контрреволюции, и стремясь решить проблему мантрами о примирении и единстве. Они не видят исторических аналогий. Видимо, став жертвами собственного <патриотического> камлания, не знают своей истории и не в состоянии усвоить её суровых уроков. А это не проходит безнаказанно.
Источник[https://prometej.info/blog/tvorchestvo/patrioticheskij-gipnoz-k-vyhodu -ocherednyh-tomov-izdaniya-stalin-trudy/]
===
<
http://khazin.ru/articles/23-istorija-i-kultura/29716-patrioticheskii-gipnoz >
Tibi et igni, vale! Dmitry "Dev" Panasenko
* Originally in RU.MILITARISM
* Crossposted in RU.HISTORY
---
* Origin: < Ignis sanat > (2:5015/115)
Ответы на это письмо:
From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку
From: Username
Или коротким