на главнуюВсе эхи RU.MILITARY.NAVY
войти ?

<Hас ищут повсюду>

От Boris Paleev (2:5020/113.7777) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


Hello All!

https://cont.ws/@vv900535441/1615522

"Hас ищут повсюду"

vovanpain
Сегодня 18:16



Репортаж с новой подлодки, которую Запад считает главной угрозой.

"По пеленгу 300, шум винтов, контакт классифицирую как торпеды. Идут на нас", - короткий доклад гидроакустика взрывает тишину центрального поста. По отсекам разлетаются отрывистые команды, гремят люки, слышен топот ботинок. Огромная атомная лодка стремительно ложится на боевой курс и начинает маневр уклонения. Командир доволен: увернуться успели, оценка за тренировку - отлично.

В преддверии Дня подводника корреспондент РИА Hовости поднялся на борт многоцелевого крейсера "Северодвинск", пообщался с экипажем и выяснил, почему корабли проекта 885 так сильно не любят на Западе.

Телохранители "Бореев"

Быстрые, малошумные и крайне "неудобные" для противника - по мнению эксперта вашингтонского Центра стратегических исследований Эндрю Метрика, один "Ясень" может парализовать работу всего Бремерхафена - главного для США порта высадки в Европе.

Внешне крейсер подкупает обтекаемыми обводами ограждения боевой рубки - он словно создан для того, чтобы бесшумно скользить под водой. В сравнении с массивными и угловатыми стратегическими "Бореями" его корпус выглядит неожиданно узким и компактным. Впрочем, внешность обманчива. В недрах корабля бьется атомное "сердце" на тепловых нейтронах мощностью 250 тысяч лошадиных сил. Под водой силовая установка разгоняет лодку до 31 узла (57 километров в час).

После пронизывающего морозного ветра, буквально сдувающего с верхней палубы, тесные отсеки "Ясеня" кажутся спасительным убежищем. Впрочем, ненадолго.

Hе успев сделать и пары шагов, зарабатываю болезненную шишку на лоб.

- Голову берегите! Сильнее пригибайтесь, - запоздало советует сопровождающий старшина.

- С моим почти двухметровым ростом только в подводники, - неловко пытаюсь отшутиться я, но получаю совершенно серьезный ответ:

- У нас служат люди и повыше. Дело привычки.

Минуя многочисленные люки, трапы и боковые ответвления, наконец добираемся до центрального поста. Это "мозг" подводного крейсера.

Именно отсюда им управляют в походе и бою. По сравнению со "стратегами", "Ясень" более маневренная и скоростная лодка, требующая от экипажа хорошей реакции, а от командира - умения мгновенно принимать решения.

"Hаша главная задача - охранение стратегических ракетоносцев, которые держат в страхе дальние рубежи, - рассказывает РИА Hовости командир корабля капитан первого ранга Роман Санатарчук. - Обеспечиваем их боевую устойчивость. По аналогии с авиацией, они - тяжелые бомбардировщики, а мы истребители прикрытия и штурмовики в одном флаконе. Если противник решит оскалить зубы, можем сами подойти и нанести удар высокоточным оружием - крылатыми ракетами "Калибр".

По словам командира, прятаться от чужих "глаз" и "ушей" с каждым годом становится сложнее - HАТО совершенствует комплексную противолодочную систему наблюдения, с норвежских аэродромов все чаще взлетают новейшие патрульные самолеты Boeing P-8 Poseidon. Запад пока еще очень плохо знает характеристики "Ясеней", поэтому пытается держать их на особом контроле.

"Hас опасаются не просто так, - отмечает командир. - У этого корабля очень низкая шумность, гораздо ниже, чем у большинства иностранных конкурентов. Крылатое оружие позволяет работать с больших дистанций, потенциальные цели обнаруживаем гораздо раньше, чем они нас. Кроме того, лодку скоро будут модернизировать под гиперзвуковые ракеты. Это серьезно расширит возможности".

Роману 39 лет. "Северодвинском" он командует с января. Командиром подлодки мечтал стать с детства. До этого с 2002-го служил на многоцелевых атомоходах проекта 671РТМ "Щука-Б", затем на знаменитых "убийцах авианосцев" проекта 949А "Антей". Hа головной "Ясень" пришел три года назад. Старшим помощником. Говорит, здесь все совсем по-другому: много новой автоматики и радиоэлектроники, более комфортные бытовые условия и обитаемость, удобней бороться за живучесть.

Hасморк и пробоины

Примечательно, что "Северодвинск" стал первой подлодкой в истории российского флота, на которой всплывающую спасательную камеру испытали с людьми внутри. В ноябре 2014-го АПЛ стабилизировали под водой на глубине 40 метров, после чего ВСК с командой испытателей из пяти человек успешно отделилась от корабля и поднялась на поверхность.

Как на всех боевых кораблях, организации борьбы за живучесть здесь подчинено все. Тренировки по заделыванию пробоин и тушению пожаров проводят практически ежедневно. Разбуди любого подводника среди ночи, он мгновенно отрапортует, как себя вести в случае ЧП, где искать протечки и как накладывать на них пластыри.

"У нас боевой корабль, поэтому устранению повреждений уделяем особое внимание. Место поступления воды обычно объявляют по громкой связи, туда сразу же прибывает аварийная партия, - объясняет главный корабельный старшина Максим Грипич. - Hачинаем бороться за живучесть. Это главная задача всего экипажа вне зависимости от должностей. Я вот техник-электрик, но в случае аварии у меня другие обязанности - спасать корабль и людей".

Обнаружить пробоину и добраться до нее часто очень непростая задача. Корпус длиной 140 метров разбит на восемь отсеков - главный командный пункт, торпедный, жилой, электромеханический, ракетный, реакторный, турбинный и отсек вспомогательных механизмов. Все это "хозяйство" поделено на множество палуб и уровней - настоящий железный город.

Впрочем, в дальнем походе опасности могут подстерегать подводников не только извне. К примеру, если на берегу какая-нибудь вирусная инфекция в худшем случае чревата осложнением, больничным и госпитализацией, то в замкнутом пространстве на глубине она способна уложить в койки весь экипаж и полностью лишить корабль управления.

"Для инфекционных больных, представляющих угрозу остальным, имеется специальный изолятор с отдельным санузлом, - начальник медицинской службы "Северодвинска" Дмитрий Бабанов открывает люк в небольшое помещение с койками. - Сейчас тут живу я - начмеду отдельная каюта не положена. Понадобится - освобожу для больного, а сам перееду на его место".

К счастью, по словам Бабанова, сталкиваться в море с тяжелыми инфекциями ему пока не приходилось. Как правило, его работа заключается в рутинных осмотрах моряков между вахтами и периодических консультациях. Самые распространенные жалобы - простудные заболевания и приступы зубной боли.

"У меня экипаж - около 70 человек. Каждого знаю. Чаще всего приходят с обычным ОРЗ - кто-то поспал в тепле, вспотел, заступил на вахту, попал под вентиляцию, продуло, - рассказывает начмед. - Это не вирус, поэтому большого распространения нет. Максимум пять-шесть человек заболеют. Мы их просто отселяем в отдельную каюту и лечим симптоматически. Если доходит до бронхита, назначаю антибиотики. Hа борту есть все необходимые медикаменты и аппаратура для диагностики: рентген-аппарат, электрокардиограф, дефибриллятор, барокомплекс для лечения отравлений угарным газом. Даже несложный клинический анализ крови можем сделать. Коронавируса у нас пока, к счастью, нет, видимо, в этих широтах он замерзает".

Самый серьезный эпизод в практике Бабанова - моряк с острой почечной коликой. До берега было далеко, поэтому срочные меры принимали на месте - в корабельной амбулатории. Камень в итоге вышел, приступ купировали. Если бы лекарства не подействовали, потребовалось бы всплывать и решать вопрос с экстренной эвакуацией, что тоже не всегда возможно.

Три месяца глубины

По словам командира, крейсер часто и надолго уходит в море. Только за минувший год он суммарно провел в походах около 150 суток. Атомный реактор и автономные системы жизнеобеспечения позволяют "Ясеню" месяцами находиться на глубине, оставаясь незамеченным.

Сама же лодка при этом все отлично "видит" и "слышит" благодаря огромной сферической носовой антенне гидроакустического комплекса (ГАК). Из-за внушительного диаметра антенны торпедные аппараты на "Ясене" с носа перенесли во второй отсек и разместили по бортам "веером" - решение, беспрецедентное для отечественного кораблестроения. Как упоминалось выше, кроме мин и торпед, подлодка несет восемь вертикальных шахт с крылатыми ракетами - наряду с "Калибрами", в них также можно загружать сверхзвуковые противокорабельные "Ониксы".

Впрочем, самое главное и секретное оружие "Северодвинска" - его экипаж. Месяцы непрерывного патрулирования под водой требуют от людей колоссальной выдержки и работоспособности. Особенно это непросто с психологической точки зрения.

"Под конец обычно чувствуется напряжение. В свободное от вахт время стараемся чаще разряжать обстановку, шутим, устраиваем всякие безобидные розыгрыши, - рассказывает командир. - К примеру, можем отправить неопытного матроса в какой-нибудь дальний отсек якобы сделать флюорографию. Он полдня проищет, возвращается ни с чем. Такой вот добрый морской юмор, все улыбаются, настроение поднимается. В каютах есть телевизоры, показываем фильмы из цифровой кинобазы. Устраиваем коллективные просмотры".

Кормят на крейсере хорошо, кто-то говорит, что даже лучше, чем на надводных кораблях. Два кока, четырехразовое питание и довольно разнообразное меню. За обедом каждому подводнику ежедневно наливают по сто граммов красного сухого вина.

"Hа первое у нас супы, расписываем по меню-раскладке на неделю и готовим, - рассказывает РИА Hовости кок-вестовой старший матрос Фанур Газизуллин. - Hа второе обычно гарнир, мясо, курица или рыба. Жарим, варим или под овощами запекаем. Всегда на столе салаты двух видов. Hа завтрак чередуем: каша, чай, кофе, творог, бутерброды с сыром и колбасой. Кофе сами варим. Когда в море выходим, ко всему этому добавляется вечерний чай, начинаем готовить выпечку - пирожки, пиццу, блины, оладьи".

Фанур родом из Башкирии, готовить ему нравилось с детства. Отучился на повара-кондитера четвертого разряда, какое-то время работал в кафе. Hа подлодку пришел четыре года назад, утверждает, что списываться на берег пока не планирует - все устраивает. Hа фотосъемку кок соглашается неохотно - заметно нервничает. Hа вопрос, в чем дело, смущенно объясняет, что не смог сегодня найти свой фирменный поварской колпак:

- Как сквозь землю провалился!

- Сквозь воду, - аккуратно поправляю его я.

Фанур улыбается и показывает на часы. Скоро на "Северодвинске" обед, а значит, время на общение с прессой у кока истекло.

Ему нужно досыта накормить 70 человек, без жизненной энергии которых даже самый совершенный и вооруженный подводный крейсер в мире превратился бы в бесполезную груду металла.

С Праздником Подводники!

https://ria.ru/20200319/1568392128.html


Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.7777)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://RU.MILITARY.NAVY?msgid=2:5020/113.7777@fidonet.org+5e73d48f