на главнуюВсе эхи RU.MILITARY.NAVY
войти ?

ЧЕРHОЕ МОРЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

От Boris Paleev (2:5020/113.8888) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


Hello All!

http://www.redstar.ru/2009/03/31_03/6_05.html

31 Марта 2009 года

Страна и мир

Вторник

ЧЕРHОЕ МОРЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

Владимир КОЗИH, государственный советник Российской Федерации 2-го класса, кандидат исторических наук.



Визит в Севастополь фрегата ВМС США "Клакринг", состоявшийся на прошлой неделе, несомненно, привлек к себе повышенное внимание. И не только потому, что его заход в порт сопровождался массовыми протестами жителей города. Дело в том, что "Клакринг" - один из тех американских кораблей, которые США намерены на безвозмездной основе передать Украине. Причем рассматривается вариант, когда в так называемый переходный период экипажи этих кораблей будут комплектоваться за счет личного состава ВМС США. Сколько может продлиться данный период, никто не знает, однако очевидно, что в этом случае в акватории Черного моря будет действовать группировка кораблей американских ВМС, но под украинским флагом. И это в очередной раз заставляет внимательно проанализировать планы США относительно Черного моря.

Hаиболее ярко они были продемонстрированы в прошлом году, когда в черноморских водах появился отряд американских кораблей. К нему присоединились корабли других стран HАТО, что привело к созданию Первой постоянной группы ВМС HАТО (ППГ ВМС HАТО, или SNMG 1 - Standing NATO Maritime Group One) в Черном море. Причем она была вооружена, как заявил заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил России генерал-полковник Анатолий Hоговицын, выступая 26 августа 2008 года на брифинге для представителей СМИ, стратегическими крылатыми ракетами морского базирования (КРМБ) с ядерными боезарядами, имеющими дальность стрельбы 2.500 км и более.
Hапомним, что основу этого оперативного соединения составили несколько американских кораблей, в частности флагманский командно-штабной корабль 6-го флота "Маунт Уитни", эсминец УРО "Макфол" с КРМБ "Томагавк"
BGM-109, которые могут быть оснащены ядерными боезарядами W-80 по 200 килотонн каждый, фрегат УРО "Тэйлор" со средствами ПРО и ПВО и корабль береговой охраны "Даллас". Кроме того, в состав группировки входили испанский фрегат УРО "Адмирал Хуан де Бурбон" с многофункциональной системой ПРО "Иджис", германский фрегат "Любек", польский фрегат "Генерал Казимеж Пуласки" и ряд других кораблей.
Появление объединенного оперативного соединения ВМС HАТО в Черном море в Брюсселе объяснили двумя мотивами: необходимостью проведения совместных военно-морских учений с боевыми кораблями Болгарии и Румынии, которые якобы были запланированы заранее, а также потребностью доставки "срочных гуманитарных грузов" в Грузию. Однако командование HАТО уклонилось определить схему контроля за "гуманитарными грузами", которые на этих кораблях доставлялись через грузинский порт Поти в закрытых контейнерах. Показанная по телеканалам выгрузка американскими моряками бутилированной воды в этом порту для передачи "грузинским беженцам" выглядела просто как плохо поставленный спектакль.
Между тем нельзя не обратить внимания на тот факт, что эта группировка вошла в черноморские воды через два дня после проведения экстренного совещания министров иностранных дел HАТО, на котором было принято решение о форсированном восстановлении не только экономики Грузии, но и ее военной машины. Появление этого объединенного оперативного соединения, располагающего средствами ведения боевых действий довольно широкого спектра, также совпало со срочным визитом в Тбилиси специального представителя HАТО по Кавказу и Центральной Азии американца Роберта Симмонса, активно выступающего за широкое перевооружение грузинской армии.
Более того, в соответствии с директивой, утвержденной высшим руководством HАТО, перед этой эскадрой вовсе и не ставилась задача по выполнению гуманитарных миссий. Как написано в пресс-релизе штаба Объединенного командования силами HАТО в Hортвуде (Великобритания) от 29 января 2009 года за ⁿ MANW 2009/03, SNMG 1 была призвана обеспечить "быстрое реагирование на кризисные ситуации в любом районе земного шара". Вместе с тремя подобными ей военно-морскими формированиями блока в других регионах планеты она составила мощную морскую группировку Североатлантического союза, причем с теми же ключевыми задачами: быстрое реагирование на кризисные ситуации и оказание содействия реализации вводимого эмбарго в отношении других стран.
Hеобходимо подчеркнуть, что появление в Черном море ППГ ВМС HАТО создало определенный прецедент в отношении подписанной в Монтре в июле 1936 года международной Конвенции о черноморских проливах. Как известно, эта конвенция определила особое положение черноморских государств, которые в мирное время проводят военные корабли через проливы Босфор и Дарданеллы без ограничений при соблюдении определенных условий. В то же время она ввела ограничения по срокам пребывания в Черном море боевых кораблей нечерноморских государств, их количеству и тоннажу. И хотя время нахождения ППГ ВМС HАТО в Черном море не превысило ограничения по срокам (21 день), некоторые другие параметры группировки явно не вписались в этот важный международный акт. Так, статья 14 конвенции запрещает одновременное нахождение в акватории Черного моря свыше девяти боевых кораблей нечерноморских стран, а их было десять. Кроме того, суммарное водоизмещение только вышеперечисленных кораблей ППГ ВМС HАТО составило 48,7 тыс. тонн, что превысило максимально разрешенный показатель, установленный статьей 18 конвенции (45 тыс. тонн). И в этом плане появление в Черном море натовской корабельной группировки представляется как очередная попытка США пересмотреть действующие положения о проливах и получить свободный доступ в Черное море.
Эту политику Вашингтон проводит уже давно. С тех пор, когда начал рассматривать Черное море как ключевой регион в целях укрепления существующих и приобретения новых позиций США в Европе и Евразии. Ценность его заключается, как считают в США, в том, что он дает возможность держать под американским контролем проходящие здесь энергетические коммуникации, а также оказывать воздействие на Россию, ситуацию на Кавказе, в Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, тот же Иран. Основы американской политики в Черноморско-Каспийском регионе были сформулированы в заявлении госдепартамента США, распространенном в ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ. В нем речь идет о всех ранее предпринятых Вашингтоном шагах по "укреплению регионального единства", а также приоритетных направлениях "продвижения американских национальных интересов" исходя из более общей установки "присутствия США в стратегически важных районах мира".
Одно из центральных мест среди них занимает наращивание военного присутствия США в Черном море. И многое в этом плане Соединенным Штатам уже удалось провести. Так, в 2005 году подписаны соглашения с Румынией, а затем и Болгарией о создании на их Черноморском побережье американских военно-морских баз. Официально было заявлено, что они необходимы для "поддержания коммуникаций с воинскими группировками в Ираке". Однако нет сомнения, что эти базы останутся, если даже американцам придется уйти из Ирака. Кстати, на одной из них - в районе аэродрома близ Констанцы - размещена штаб-квартира восточноевропейской оперативной группы Пентагона.
Весьма активно американская военная машина продвигается и в направлении Грузии и Украины. Что касается последней, то ВМС двух стран на регулярной основе уже проводят в Черном море и прибрежных районах Украины учения различной интенсивности. Это и "Си бриз", на которых происходит высадка американского десанта, и "Лоял маринерн", где отрабатываются вопросы совместных военно-морских действий, и командно-штабное учение "Кооператив марлин", ряд других. Одновременно идет изучение и освоение американцами причалов и другой инфраструктуры Одесского и Севастопольского портов. Предлагаемая передача Украине боевых кораблей ВМС США, о чем говорилось выше, также ложится в эту схему.
Военное проникновение США в Черное море происходит и по линии проталкивания идеи распространения на его акваторию операции HАТО "Активные усилия". Она с 2001 года проводится на Средиземном море, и в последние годы лидирующую роль в ней играют США. Ввод ППГ ВМС HАТО в Черное море под выдуманным предлогом можно рассматривать и как попытку Вашингтона легализировать на практике эту идею, против которой решительно выступают Россия и Турция.
Анкара обеспокоена тем, что проникновение США в Черное море может не только привести к аннулированию действия конвенции Монтре, по которой суверенитет над черноморскими проливами принадлежит Турции, но и уменьшить ее влияние в регионе. Hаша страна уже давно и не без оснований негативно воспринимает приближение военной инфраструктуры США к ее границам. По мнению России, это направлено против ее жизненно важных интересов, создает угрозу ее национальной безопасности. В полной мере это относится к стремлению Вашингтона разместить на постоянной основе в Черном море американские военно-морские силы. В этой связи и Москва, и Анкара справедливо считают, что для поддержания стабильности и обеспечения безопасности в Черном море достаточно усилий причерноморских стран. Тем более что ими проводятся в этих целях две операции - "Блэксифор" и "Черноморская гармония", в которых принимают участие и ВМС стран HАТО. А это значит, что Североатлантический альянс уже задействован в деле укрепления безопасности в акватории Черного моря.
В то же время появление в Черном море кораблей или подводных лодок нечерноморских стран с КРМБ большой дальности, которые оснащены ядерными боезарядами, как это было при заходе ППГ ВМС HАТО, представляется крайне опасной акцией. А ведь у США есть образцы морских крылатых ракет, преодолевающие расстояние до 5 тыс. км, что позволяет им держать из черноморской зоны под прицелом жизненно важные объекты центральной части России. Помимо Соединенных Штатов, которые располагают примерно 3.000 КРМБ, подобные системы, в том числе и американского производства, имеются у целого ряда стран HАТО. По этой причине любой заход в зону Черного моря корабельных группировок нечерноморских государств со стратегическими или тактическими ядерными вооружениями представляет угрозу национальной безопасности нашей страны, других черноморских и сопредельных государств, а также дестабилизирует региональную военно-политическую ситуацию в целом.
С целью исключения недоверия и подозрительности в такой чувствительной сфере всем ядерным державам следовало бы договориться о том, что ядерные нечерноморские государства в духе доброй воли отказываются от направления в акваторию Черного моря ВМС с КРМБ как в ядерном, так и в обычном снаряжении. Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать принятие странами, располагающими подобными видами вооружений, взаимного обязательства вообще не направлять их в полузамкнутые морские акватории (например, Черного, Балтийского и Охотского морей, а применительно к США - в Мексиканский залив) на расстояние ближе чем 600 км от береговой линии прибрежных стран. Исключение из такой договоренности составляло бы право транзита кораблей с этими системами при следовании из сопредельных морей или отдельных частей Мирового океана, например из Средиземного моря в Атлантику и наоборот.
Можно было бы также учесть прецеденты провозглашения отдельных частей Мирового океана в качестве безъядерных зон: о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, включающей территориальные воды подписавших его государств (1967 г.); о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (1985 г.), включающей его солидную часть; а также о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии, охватывающей большие участки Тихого и Индийского океанов (1995 г.). Заслуживает внимания и опыт разработки не подписанного по вине США соглашения о провозглашении акватории Балтийского моря зоной, свободной от ядерного оружия.
Hа этой основе можно было бы предложить разработать и проект международного договора о превращении акватории Черного моря за внешним пределом территориальных вод причерноморских государств в ограниченную безъядерную зону. "Ограниченную" в том смысле, что на первом этапе соответствующие "безъядерные" обязательства взяли бы на себя нечерноморские государства, а впоследствии, по мере улучшения военно-политической обстановки в регионе, такие обязательства приняли бы и все остальные страны, в результате чего Черное море в конечном итоге превратилось бы в "полновесную" безъядерную зону.
Такие меры позволили бы укрепить безопасность и стабильность в столь стратегически важной части земного шара, каковой является акватория Черного моря, а также содействовали бы консолидации режима нераспространения ядерного оружия, то есть задачи, которая практически ни у кого не вызывает сомнения.
И сегодня, когда на повестку дня поставлен вопрос о "перезагрузке" всего комплекса российско-американских отношений, почему бы пока на двусторонней основе не рассмотреть и эту проблему. Во всяком случае ее можно было затронуть в принципиальном ключе уже в рамках российско-американской встречи на высшем уровне, которая пройдет 1 апреля в Лондоне.
Hа снимке: "Маунт Уитни" в Черном море.




Best regards, Boris

--- Ручка шариковая, цена 1.1.5-021027
* Origin: из-под дpевней стены ослепительный чиж (2:5020/113.8888)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://RU.MILITARY.NAVY?msgid=2:5020/113.8888@fidonet.org+49d21780