на главнуюВсе эхи RU.PRAVOSLAVIE.TALK
войти ?

Пути русского богословия (версия для православной эхи)

От Yuriy Chigvintsev (2:50/72.3) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


Салют!

Сабж я читал в литовском репринте 1991 года с прижизненного экземпляра 1937 года. Из-за финансовой ограниченности эмигрантов книга набиралась в Париже без абзацных отступов, сплошным кирпичом (хотя и в дореволюционной орфографии), а переиздание заметно ухудшило качество отпечатка. В результате мне потребовалось потратить много времени на чтение 520 таких замыленно-головоломных страниц, но о том не жалею, бо "Пути" оказались по-настоящему хороши.

Автор описывает развитие русского богословия, религиозной философии и духовного образования, начиная с Крещения Руси и заканчивая бандитским переворотом 17-го года. К примеру, о. Георгий раскрывает богословский смысл спора иосифлян и заволжцев, показывая, как он в разных видах повторялся на протяжении всей истории. Hемало внимания уделяется взаимоотношениям России с Западом, что немаловажно. Знакомый нашим семинаристам томик о. Давыденкова кажется им чем-то естественным и очевидным. Однако собственного учебника догматики в России не было вплоть до середины 19 века (да и тем не пользовались). Вся Русь Святая училась по католическим и протестантским книгам (до Петра - иногда и по грекам). И учебники с русскими авторами и русскими буквами той поры если и были, то как компиляции и пересказы тех же католиков и протестантов.

В "Путях" можно узнать о богословских воззрениях славянофилов, Гоголя, Соловьёва, о. Павла Флоренского и многих других. При чтении перед внутренним взором проходит огромное количество людей, но в них не путаешься, как в Карташовских греках, и это большой "плюс" о. Георгия как автора.

Мы иногда воспринимаем православное богословие в России как нечто такое, где всё ладно, согласно и мертво, словно в гербарии. Автор же не боится писать о разногласиях, пикировках и - развитии. Так, он упоминает спорах о душе между святителями Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником. О разногласиях второго с св пр Иоанном Кронштадтским по поводу Иисусовой молитвы. О наездах на двух последних Победоносцева. Или о странном учении свт Феофана о мировой душе и одушевлённости всякой вещи.

В общем, книга показалась мне занятной и полезной, хотя и непростой. Если надумаете почитать, то ни в коем случае не берите издание 91 года. Закажите лучше новое с абзацами и нормально пропечатанными страницами. А то есть риск сломать и глаза, и голову %-))).

Совиная Ферма, до востребования.
--- Damn fine covfefe (New Point Express)
* Origin: Mast und Mitte (2:50/72.3)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://RU.PRAVOSLAVIE.TALK?msgid=2:50/72.3+6559d111