на главнуюВсе эхи STV.HUMOR
войти ?

НАСТОЯЩАЯ АНКА-ПУЛЕМЁТЧИЦА - КЕМ БЫЛА ГЕРОИНЯ АНЕКДОТОВ

От Denis Mosko (2:5064/54.1315) к All

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


Уже очень давно Анка-пулемётчица - это популярная героиня анекдотов, персонаж, прямо скажем, полумифический. Однако был у неё и реальный прототип. Почти реальный. Но была это не бравая красноармейка, а простая фронтовая санитарка, которой однажды пришлось стрелять из пулемёта <Максим> вместо раненого бойца:

23 ноября 1981 года в Москве на Новокунцевском кладбище хоронили некую Марию Андреевну Попову, скончавшуюся в возрасте 86 лет. Под звуки оружейных выстрелов гроб провожали дочь покойной и известные артисты театра и кино. И хотя прямого отношения к миру кинематографа умершая не имела, ей всю жизнь пришлось <играть роль>, на которую её <утвердил> лично Иосиф Сталин.

У многих знаменитых кинообразов есть прототипы. Несмотря на то что в легендарной Чапаевской дивизии не было никакой Анки-пулемётчицы, эту вымышленную героиню списали всё-таки с реального человека. Жизнь кинообразу дала санитарка Красной Армии Мария Попова. Именно она и стала прототипом для Анки из фильма <Чапаев>, включенного в сотню лучших фильмов мира. Всё началось с того, что в 1934 году режиссёры Георгий и Сергей Васильевы получили задание партии снять фильм о победах Красной Армии. Быстро сделали залихватский сюжет, но Сталин остался недоволен - не хватает романтики и женского образа, который стал бы воплощением судьбы русской женщины во время Гражданской войны.

B поисках <ля фам> режиссёры случайно увидели публикацию о некой санитарке Чапаевской дивизии Марии Поповой, которую раненый пулемётчик под страхом смерти заставил стрелять из <Максима>. Так появилась Анка-пулемётчица. Историю её любви с Петькой тоже придумали - на самом деле эти люди были едва знакомы.

Эту версию фильма Сталин одобрил и потом пересматривал десятки раз. Командарм Будённый особенно восхищался <психической атакой> каппелевцев - очень уж захватывающе она выглядела. Не меньший успех <Чапаев> имел и у зрителей: у кинотеатров выстраивались огромные очереди.

Киношная Анка получилась как бы из двух людей: из стрелявшей из пулемёта Марии Поповой и жены красного комиссара и писателя Дмитрия Фурманова, которая вместе с мужем тоже одно время находилась в дивизии Чапаева. Она дала киногероине свое имя. При этом в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа не было вообще.

Вообще, судьба Марии Поповой совсем не проста и, возможно, сама по себе заслуживает целого романа или фильма. Родилась она в крестьянской семье в 1896 году. Отца потеряла в 4 года, мать - в 8 лет. В 16 лет вышла замуж за бедного односельчанина, но вскоре осталась вдовой.

В 1917 году вступила в Красную Гвардию и участвовала в боях за Самару. В 1918 году стала членом партии, в том же году случайно попала в состав Чапаевской дивизии, убегая от белых и встретив красноармейцев в степи. При этом она лишь поначалу была санитаркой, но так как людей не хватало, её стали привлекать и к другим мероприятиям. Деревенская девушка, знакомая с лошадьми, служила в кавалеристской разведке и при случае превращалась даже в военврача, который <лечит всё>.

Однажды произошел курьезный случай, говоривший о смекалке Марии. Как-то из разгромленной аптеки она привезла в дивизию два мешка соды - больше там ничего не было. Расфасовала и подписала: <от головы>, <от живота> и т. д. И раздала болеющим бойцам, многие из которых потом говорили, что лекарство им помогло. В общем, самовнушение подействовало. Что же касается истории, сделавшей её знаменитой, то это произошло совершенно случайно. В дивизии Мария Попова официально служила помощником лекаря. В одном из боёв она подползла к раненному в руку бойцу-пулемётчику, и он буквально силой заставил ее стрелять из пулемёта. За этот бой Чапаев наградил Попову часами. А режиссёры, с благословения вождя народов, сделали ее образ новой кинозвездой.

После Гражданской войны Мария окончила факультет советского права при МГУ и была отправлена в Германию в качестве референта юридического отдела советского торгового представительства. А фактически - для ведения разведывательной деятельности.

Уже в Берлине у неё родилась дочь, имя отца которой Мария скрывала до конца своих дней. Ходили даже слухи, что ребенок у неё родился от навязанного разведкой романа с одним из тех, кто находился в разработке.

То, что в СССР газеты наперебой рассказывали о реальном прототипе Анки-пулемётчицы и сделали из Марии Поповой настоящую героиню, сама бывшая чапаевская санитарка принимала как должное. Хотя почивать на лаврах было некогда. После Берлина было новое назначение - в Стокгольм по линии <Интуриста>. Обитатели советского поселения в Стокгольме встретили Марию Попову как звезду. Один мальчик даже спросил у её дочери Зины: <А твоя мама привезла с собой пулемёт?>

В мае 37-го с тяжелыми предчувствиями Мария Андреевна вернулась в Москву. Перед Великой Отечественной начались аресты, в том числе бойцов Чапаевской дивизии. В частности, чекистами даже был убит Иван Кутяков, возглавлявший дивизию после гибели Чапаева. Попову в те годы не тронули. А в 1942 году её снова призвали на фронт, но уже не в качестве бойца - она ездила с агитбригадами по советским частям.

Сталинские времена Мария Попова пережила без последствий. Неприятности начались в 1959 году, когда её неожиданно вызвали в ЦК партии. Узнав, что на неё написали донос, она плакала: <Вот дураки, я их из-под пуль выносила, а они набросились на меня>.

Выяснилось, что несколько старых чапаевцев написали в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС письмо, в котором сообщали, что Мария Попова на самом деле в юности была не крестьянкой, а дочкой тех самых господ, на которых батрачила, а в начале Гражданской войны якобы воевала на стороне белых, а потом подделала партийный билет и пришла в Чапаевскую дивизию.

Эти кляузы не подтвердились, и тогда её стали обвинять в том, что она присвоила себе образ Анки-пулемётчицы и пользуется её славой в своих корыстных целях. Однако здесь Мария Попова, уже давно не санитарка, а образованный юрист с опытом разведчицы и работой со СМИ, посчитала, что лучшая защита - это нападение.

И вскоре в газетах и журналах стали появляться в больших количествах интервью прославленной чапаевки Поповой. В них она рассказывала, что никогда не была прототипом Анки-пулемётчицы, что это образ собирательный. Мария перечисляла имена своих боевых подруг, которые были достойны не меньшей, чем она, славы. Ну что ж с того, что Сталин назвал Анкой именно её, она-то сама этого никогда не утверждала и зарабатывать на этом не пыталась. Да и придумали образ режиссёры, а не она.

Это был отличный <ход конём> - оппоненты растерялись. Пришлось давать обратный ход и теперь представлять её в качестве героини - мол, доносчики ошиблись и хотели опорочить честного человека.

Мария Попова всегда с иронией относилась к многочисленным анекдотам про <Чапая, Петьку и Анку>, где пулемётчица зачастую предстает в образе, скажем так, легкомысленной особы. Даже сама их рассказывала, ничуть не обижаясь. Как-то поведала вот такой: <Приходит Петька к Чапаеву и спрашивает: Василий Иванович, а где Анка? - Да вон она, на печке с радикулитом лежит. - Ну, что она, русского не могла найти? - говорит Петька>. Марию собеседники начали укорять - мол, зачем эту похабщину пересказываешь? А та лишь плечами пожала: <Подумаешь, какое дело. От прошлой жизни только и осталось, что кино да анекдоты>.

Мария Андреевна немного не дожила до 86 лет. Как ни просила её дочь Зина, но даже перед смертью та не назвала ей имя отца.

Позже в тетради матери дочь найдет помятую фотографию старого фронтового друга Марии Поповой - наркома просвещения Андрея Бубнова, расстрелянного в 1938-м. Но был ли это ответ на вопрос дочери об отце - так и осталось тайной

С уважением - Denis
--- GoldED+/W32-MINGW 1.1.5-b20120519 (Kubik 3.0)
* Origin: Living in interesting times. (2:5064/54.1315)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://STV.HUMOR?msgid=2:5064/54.1315+5c8a9481