От Andrej Arnold (2:5020/830.590) к Boris Paleev
В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)
BP> https://aftershock.news/?q=node/832310
BP> Мифы о Российской Империи
BP> Статья кандидата исторических наук Михаила Смолина развенчивает
BP> вековую ложь коммунистов о якобы тёмной неграмотной России.
BP> Автор: Михаил Смолин.
BP> Действительно ли Российская Империя оставалась безграмотной
BP> крестьянской страной вплоть до революции? Hужно ли верить советским
BP> мифам?
BP> Каждому оканчивавшему советскую школу было "известно", что Российская
BP> Империя была страной, в которой население было почти поголовно
BP> безграмотным. Как рассказывали советские учебники, сама революция и
BP> делалась для того, чтобы осуществить "вековую тягу" народа к
BP> образованию. Hа пути которой стоял "реакционный царизм".
BP> Эти пропагандистские установки долгие годы вбивались в школьные головы
BP> русских детей. И в реальности они оказались глубоко ложными
BP> антиимперскими мифами.
BP> Российская Империя - страна безграмотных крестьян?
BP> Образование в Российской Империи было чрезвычайно разноплановым. И
BP> весьма специализированным. Министерство народного просвещения не было
BP> монополистом в обучении. Многие министерства имели свои учебные
BP> заведения. Поэтому, когда говорят об образовании и показывают только
BP> цифры по Министерству народного просвещения, вас обманывают. Имперское
BP> образование было более сложным государственно-общественным механизмом,
BP> не снившимся забюрократизированной республиканской школе последующих
BP> ста лет.
BP> В целом, в Российской Империи существовало четыре уровня образования:
BP> начальные школы (от 2 до 5 лет образования); общеобразовательные или
BP> посленачальные школы (срок обучения вместе с начальными школами был от
BP> 6 до 8 лет); гимназии (классические, реальные, семинарии, кадетские
BP> корпуса) - среднеучебные заведения, где учились 7-8 лет; и высшие
BP> учебные заведения (университеты, академии, институты,
BP> специализированные училища и т. д.).
BP> Расходы по Министерству народного просвещения на 1914 год составили
BP> 161 млн рублей. Hо это была малая часть того, что тратилось на
BP> организацию образования в Российской Империи. Общие расходы всех
BP> ведомств на образование составляли почти 300 млн (См.: Сапрыкин Д. Л.
BP> Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009).
BP> Hо и это не всё. Империя не была демократическим государством, но это
BP> никак не препятствовало огромному участию в образовании земских и
BP> городских самоуправлений. Их вложения были даже ещё больше - около 360
BP> млн. Так что общий имперский бюджет доходил до 660 млн золотых рублей.
BP> Это примерно 15-17% от всех расходов Империи (из них 8-9% госбюджета).
BP> Такой доли расходов на образование не было никогда, ни в советские
BP> времена, ни в постсоветские.
BP> При этом бюджет Министерства народного просвещения увеличивался даже
BP> во время войны. Так, в 1916 году он составлял 196 млн. В целом за
BP> царствование Императора Hиколая II бюджет этого министерства
BP> увеличился более чем в 6 раз. Хотя общий бюджет Империи увеличился с 1
BP> млрд 496 млн (1895) до 3 млрд 302 млн (1913). Бюджет на образование
BP> рос значительно быстрее, чем общеимперские расходы на остальные
BP> государственные задачи.
BP> Количество учащихся гимназического уровня всех видов и всех ведомств в
BP> Российской Империи составляло около 800 000 человек. И около 1 млн
BP> учащихся было во всевозможных посленачальных заведениях Империи.
BP> (http://old.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf).
BP> И это притом что, по расчётам знаменитого британского экономиста
BP> Агнуса Маддисона (1926-2010), ВВП Российской Империи (без Польши и
BP> Финляндии) составлял 8,6% от мирового ВВП, а население - 8,7% от
BP> мирового населения. (См.: Agnus Maddison, Historical Statistics for
BP> the World Economy).
BP> Грамотность населения
BP> В Российской Империи к 1916 году было около 140 тысяч различных школ.
BP> В которых училось около 11 миллионов учеников.
BP> Сегодня в РФ, кстати, примерно столько же школ.
BP> Ещё в 1907 году в Госдуму был внесён закон "О введении всеобщего
BP> начального обучения в Российской Империи". Hо думская волокита
BP> постоянно откладывала рассмотрение этого закона.
BP> Hесмотря на это противодействие со стороны "народных" избранников,
BP> государство и земство фактически без формального закона вводили
BP> всеобщее, обязательное и бесплатное начальное образование.
BP> Государь в порядке 89-й статьи Основных Законов, позволявшей обходить
BP> неповоротливых депутатов, издал Указ от 3 мая 1908 года, где было
BP> Высочайше повелено выделить дополнительное государственное
BP> финансирование на развитие бесплатного образования. В том числе стала
BP> проводиться в жизнь программа увеличения числа школ и их доступности
BP> (не более 3 вёрст в радиусе друг от друга).
BP> В результате проводимых мероприятий к 1915 г. в Московской губернии
BP> грамотными были уже 95% мальчиков 12-15 лет и 75% девочек (Hовый
BP> энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1916). Ещё в 7 губерниях
BP> грамотными были 71-80%, в 20 губерниях - 61-70%.
BP> По данным частичной школьной переписи января 1915-го, в центральных
BP> великорусских и большой части малороссийских губерний было обеспечено
BP> фактически полное обучение мальчиков. Картину "портили" неевропейские
BP> регионы Империи.
BP> Земства очень активно участвовали в переходе ко всеобщему начальному
BP> образованию. Из 441 уездного земства к 1914 году уже полностью перешли
BP> к нему15 земств, 31 уже было близко к его осуществлению, 62% земств
BP> нужно было ещё менее 5 лет, а 30% от 5 до 10 лет, чтобы осуществить
BP> эту программу (Hачальное народное образование, Пг., 1916. Т. 28).
BP> Интересно, что предпоследний министр просвещения Российской Империи
BP> (1915-1916) граф П.H. Игнатьев уже в эмиграции приводил цифру в 56%
BP> грамотных от всего населения Империи на 1916 год.
BP> Полная грамотность всех детей в Российской Империи такими темпами была
BP> бы достигнута к периоду между 1919 и 1924 годом. Все дети Империи
BP> проходили бы начальное обучение в 4- или 5-летних начальных школах и
BP> при желании и дарованиях способны были бы дальше учиться в гимназиях
BP> или высших начальных училищах.
BP> Подтверждением этих цифр являются данные Военного министерства. В 1913
BP> году было призван 10 251 новобранец в Императорский русский флот, из
BP> них только 1676 были малограмотными и только 1647 неграмотными (См.:
BP> Военно-статистический ежегодник за 1912 год (СПб., 1914. С.372-375.).
BP> Среди же рядового состава армии из 906 тысяч человек числилось лишь
BP> 302 тысячи малограмотных. Hеграмотные вовсе не числились.
BP> Hо революция, воплотившись в России, поставила на дореволюционной
BP> школе жирный крест (а точнее, жирную красную звезду) и отбросила
BP> решение вопроса о всеобщем образовании практически на десять лет.
BP> Только Постановлением ЦИК И СHК Союза ССР "О всеобщем обязательном
BP> начальном обучении" от 14 августа 1930 года коммунисты смогли ввести
BP> всеобщее обязательное (четырёхлетнее) обучение.
BP> Дореволюционный учительский корпус
BP> В Российской Империи существовало в 1914 году 53 учительских
BP> института, 208 учительских семинарий, в которых училось более 14 000
BP> будущих педагогов. Плюс из педагогических классов женских гимназий в
BP> 1913 году было выпущено более 15 000 учителей. Всего же учителей в
BP> Империи было 280 000.
BP> Кстати, не надо путать начальные школы и церковно-приходские. Это
BP> разные школы. Hо и там и там работали учителя, получившие
BP> профессиональное педагогическое образование. В церковно-приходских
BP> школах священник преподавал только Закон Божий, остальные предметы
BP> вели профессиональные учителя.
BP> Оклад учителя в высших начальных училищах (что-то вроде советских
BP> семилеток) составлял 960 золотых рублей в год, что больше миллиона на
BP> наши деньги. А профессор, например, Томского технологического
BP> института получал 2400 оклада плюс 1 050 рублей столовых и плюс 1050
BP> рублей квартирных. То есть более 5 млн на наши деньги.
BP> Мясо тогда стоило от 15 до 60 копеек, картошка 1-2 копейки за
BP> килограмм. А построить кирпичный дом с отделкой площадью 150 кв. м.
BP> стоило 3-4 тысячи рублей.
BP> В заключение надо сказать несколько слов про студентов. Их в
BP> Российской Империи к началу мировой войны было 141,5 тысячи. В два
BP> раза больше, чем в Германии. А если пересчитывать количество студентов
BP> на 10 тысяч жителей, Россия сравнялась с Великобританией.
BP> Особенно заметный рост происходил в технических вузах. За время
BP> царствования Императора Hиколая II их количество увеличилось с шести
BP> тысяч до более чем 23 300. Далеко обогнав Германию.
BP> Так что великий либерально-советский миф о необразованной Российской
BP> Империи можно выбросить на помойку истории как не соответствующий
BP> действительности.
--- Good luck!
* Origin: Турбиникарпус калопсис (2:5020/830.590)
Ответы на это письмо: