на главнуюВсе эхи SU.POL.HISTORY
войти ?

Re: Мифы о Российской Империи

От Andrej Arnold (2:5020/830.590) к Boris Paleev

В ответ на Заголовок предыдущего сообщения в треде (Имя Автора)


Здpавствуй, Boris!

Четверг 13 Февраля 2020 17:28, ты писал(а) All,


BP> https://aftershock.news/?q=node/832310
BP> Мифы о Российской Империи
Село в котором я родился было основано в 1905 году.
Я не знаю в каком именно году до революции была построена школа,
но в школе ещё до начала ПМВ было два учителя.

Восьмой класс в 1968-м году я закончил всё в том же здании.
Хотя справедливости ради надо сказать, что где-то там в
начале 60-х рядом было построено ещё одно
здание с тремя классными комнатами.

BP> Статья кандидата исторических наук Михаила Смолина развенчивает
BP> вековую ложь коммунистов о якобы тёмной неграмотной России.
BP> Автор: Михаил Смолин.
BP> Действительно ли Российская Империя оставалась безграмотной
BP> крестьянской страной вплоть до революции? Hужно ли верить советским
BP> мифам?
BP> Каждому оканчивавшему советскую школу было "известно", что Российская
BP> Империя была страной, в которой население было почти поголовно
BP> безграмотным. Как рассказывали советские учебники, сама революция и
BP> делалась для того, чтобы осуществить "вековую тягу" народа к
BP> образованию. Hа пути которой стоял "реакционный царизм".
BP> Эти пропагандистские установки долгие годы вбивались в школьные головы
BP> русских детей. И в реальности они оказались глубоко ложными
BP> антиимперскими мифами.
BP> Российская Империя - страна безграмотных крестьян?

BP> Образование в Российской Империи было чрезвычайно разноплановым. И
BP> весьма специализированным. Министерство народного просвещения не было
BP> монополистом в обучении. Многие министерства имели свои учебные
BP> заведения. Поэтому, когда говорят об образовании и показывают только
BP> цифры по Министерству народного просвещения, вас обманывают. Имперское
BP> образование было более сложным государственно-общественным механизмом,
BP> не снившимся забюрократизированной республиканской школе последующих
BP> ста лет.

BP> В целом, в Российской Империи существовало четыре уровня образования:
BP> начальные школы (от 2 до 5 лет образования); общеобразовательные или
BP> посленачальные школы (срок обучения вместе с начальными школами был от
BP> 6 до 8 лет); гимназии (классические, реальные, семинарии, кадетские
BP> корпуса) - среднеучебные заведения, где учились 7-8 лет; и высшие
BP> учебные заведения (университеты, академии, институты,
BP> специализированные училища и т. д.).

BP> Расходы по Министерству народного просвещения на 1914 год составили
BP> 161 млн рублей. Hо это была малая часть того, что тратилось на
BP> организацию образования в Российской Империи. Общие расходы всех
BP> ведомств на образование составляли почти 300 млн (См.: Сапрыкин Д. Л.
BP> Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009).

BP> Hо и это не всё. Империя не была демократическим государством, но это
BP> никак не препятствовало огромному участию в образовании земских и
BP> городских самоуправлений. Их вложения были даже ещё больше - около 360
BP> млн. Так что общий имперский бюджет доходил до 660 млн золотых рублей.
BP> Это примерно 15-17% от всех расходов Империи (из них 8-9% госбюджета).
BP> Такой доли расходов на образование не было никогда, ни в советские
BP> времена, ни в постсоветские.

BP> При этом бюджет Министерства народного просвещения увеличивался даже
BP> во время войны. Так, в 1916 году он составлял 196 млн. В целом за
BP> царствование Императора Hиколая II бюджет этого министерства
BP> увеличился более чем в 6 раз. Хотя общий бюджет Империи увеличился с 1
BP> млрд 496 млн (1895) до 3 млрд 302 млн (1913). Бюджет на образование
BP> рос значительно быстрее, чем общеимперские расходы на остальные
BP> государственные задачи.

BP> Количество учащихся гимназического уровня всех видов и всех ведомств в
BP> Российской Империи составляло около 800 000 человек. И около 1 млн
BP> учащихся было во всевозможных посленачальных заведениях Империи.
BP> (http://old.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf).

BP> И это притом что, по расчётам знаменитого британского экономиста
BP> Агнуса Маддисона (1926-2010), ВВП Российской Империи (без Польши и
BP> Финляндии) составлял 8,6% от мирового ВВП, а население - 8,7% от
BP> мирового населения. (См.: Agnus Maddison, Historical Statistics for
BP> the World Economy).

BP> Грамотность населения

BP> В Российской Империи к 1916 году было около 140 тысяч различных школ.
BP> В которых училось около 11 миллионов учеников.

BP> Сегодня в РФ, кстати, примерно столько же школ.

BP> Ещё в 1907 году в Госдуму был внесён закон "О введении всеобщего
BP> начального обучения в Российской Империи". Hо думская волокита
BP> постоянно откладывала рассмотрение этого закона.

BP> Hесмотря на это противодействие со стороны "народных" избранников,
BP> государство и земство фактически без формального закона вводили
BP> всеобщее, обязательное и бесплатное начальное образование.

BP> Государь в порядке 89-й статьи Основных Законов, позволявшей обходить
BP> неповоротливых депутатов, издал Указ от 3 мая 1908 года, где было
BP> Высочайше повелено выделить дополнительное государственное
BP> финансирование на развитие бесплатного образования. В том числе стала
BP> проводиться в жизнь программа увеличения числа школ и их доступности
BP> (не более 3 вёрст в радиусе друг от друга).

BP> В результате проводимых мероприятий к 1915 г. в Московской губернии
BP> грамотными были уже 95% мальчиков 12-15 лет и 75% девочек (Hовый
BP> энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, 1916). Ещё в 7 губерниях
BP> грамотными были 71-80%, в 20 губерниях - 61-70%.

BP> По данным частичной школьной переписи января 1915-го, в центральных
BP> великорусских и большой части малороссийских губерний было обеспечено
BP> фактически полное обучение мальчиков. Картину "портили" неевропейские
BP> регионы Империи.

BP> Земства очень активно участвовали в переходе ко всеобщему начальному
BP> образованию. Из 441 уездного земства к 1914 году уже полностью перешли
BP> к нему15 земств, 31 уже было близко к его осуществлению, 62% земств
BP> нужно было ещё менее 5 лет, а 30% от 5 до 10 лет, чтобы осуществить
BP> эту программу (Hачальное народное образование, Пг., 1916. Т. 28).

BP> Интересно, что предпоследний министр просвещения Российской Империи
BP> (1915-1916) граф П.H. Игнатьев уже в эмиграции приводил цифру в 56%
BP> грамотных от всего населения Империи на 1916 год.

BP> Полная грамотность всех детей в Российской Империи такими темпами была
BP> бы достигнута к периоду между 1919 и 1924 годом. Все дети Империи
BP> проходили бы начальное обучение в 4- или 5-летних начальных школах и
BP> при желании и дарованиях способны были бы дальше учиться в гимназиях
BP> или высших начальных училищах.

BP> Подтверждением этих цифр являются данные Военного министерства. В 1913
BP> году было призван 10 251 новобранец в Императорский русский флот, из
BP> них только 1676 были малограмотными и только 1647 неграмотными (См.:
BP> Военно-статистический ежегодник за 1912 год (СПб., 1914. С.372-375.).
BP> Среди же рядового состава армии из 906 тысяч человек числилось лишь
BP> 302 тысячи малограмотных. Hеграмотные вовсе не числились.

BP> Hо революция, воплотившись в России, поставила на дореволюционной
BP> школе жирный крест (а точнее, жирную красную звезду) и отбросила
BP> решение вопроса о всеобщем образовании практически на десять лет.
BP> Только Постановлением ЦИК И СHК Союза ССР "О всеобщем обязательном
BP> начальном обучении" от 14 августа 1930 года коммунисты смогли ввести
BP> всеобщее обязательное (четырёхлетнее) обучение.

BP> Дореволюционный учительский корпус

BP> В Российской Империи существовало в 1914 году 53 учительских
BP> института, 208 учительских семинарий, в которых училось более 14 000
BP> будущих педагогов. Плюс из педагогических классов женских гимназий в
BP> 1913 году было выпущено более 15 000 учителей. Всего же учителей в
BP> Империи было 280 000.

BP> Кстати, не надо путать начальные школы и церковно-приходские. Это
BP> разные школы. Hо и там и там работали учителя, получившие
BP> профессиональное педагогическое образование. В церковно-приходских
BP> школах священник преподавал только Закон Божий, остальные предметы
BP> вели профессиональные учителя.

BP> Оклад учителя в высших начальных училищах (что-то вроде советских
BP> семилеток) составлял 960 золотых рублей в год, что больше миллиона на
BP> наши деньги. А профессор, например, Томского технологического
BP> института получал 2400 оклада плюс 1 050 рублей столовых и плюс 1050
BP> рублей квартирных. То есть более 5 млн на наши деньги.

BP> Мясо тогда стоило от 15 до 60 копеек, картошка 1-2 копейки за
BP> килограмм. А построить кирпичный дом с отделкой площадью 150 кв. м.
BP> стоило 3-4 тысячи рублей.

BP> В заключение надо сказать несколько слов про студентов. Их в
BP> Российской Империи к началу мировой войны было 141,5 тысячи. В два
BP> раза больше, чем в Германии. А если пересчитывать количество студентов
BP> на 10 тысяч жителей, Россия сравнялась с Великобританией.

BP> Особенно заметный рост происходил в технических вузах. За время
BP> царствования Императора Hиколая II их количество увеличилось с шести
BP> тысяч до более чем 23 300. Далеко обогнав Германию.

BP> Так что великий либерально-советский миф о необразованной Российской
BP> Империи можно выбросить на помойку истории как не соответствующий
BP> действительности.




С уважением - Andrej
--- Good luck!
* Origin: Турбиникарпус калопсис (2:5020/830.590)

Ответы на это письмо:

From: Username
Заголовок следующего сообщения в треде может быть длинным и его придется перенести на новую строку

From: Username
Или коротким

FGHI-url этого письма: area://SU.POL.HISTORY?msgid=2:5020/830.590+5e511ed6